СЕРГЕЙ СОЛОУХ

Советов Владимир Леонидович родился 13 мая 1959 года в Ленинске-Кузнецком Кемеровской области. Работал программистом в банке.

Дебютировал в 1982 году рассказами в газете «Московский комсомолец». Роман «Шизгара», написанный в 1989 году, был номинирован на Букеровскую премию по рукописи, а впервые опубликован в 1993 году в журнале «Волга», выйдя отдельным книжным изданием только в 2005. «Появись этот роман лет десять назад, — говорит Андрей Урицкий, — он вполне мог приобрести армию поклонников и даже стать на какое-то время культовым». Но — не получилось; Солоух изредка печатается как прозаик в журналах «Октябрь», «Знамя», выставляет свои новые вещи на рассмотрение читателей Интернета, успел у знатоков прослыть «одним из самых необычных писателей „немого“ поколения», «гроссмейстером метафоры», «Фитцжеральдом русской рок-н-ролльной весны», «Сибирским Селином», а все равно, — как отмечает Николай Александров, — «сказать, что его прочли многие, будет явным преувеличением. Напротив, даже не каждый искушенный читатель помнит „Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева“…». И более того, когда Солоух в надежде расширить круг читателей попытался переписать эту «поэму в прозе» понятным языком, с простым синтаксисом, то есть максимально, как ему казалось, адаптировал текст к ментальности сегодняшнего дня, получилось отнюдь не высокое чтиво в духе модной миддл-литературы, а роман «Самая мерзкая часть тела». И снова критики, на дух не принимающие такой тип письма, пошли в атаку — как, допустим, Алиса Ганиева в журнале «Московский вестник»: мол, «авторский язык труден для восприятия, прерывист, насыщен ненужными подробностями, — это пример того, как можно формой извратить все драгоценное, что есть в содержании. Кажется, что смотришь видеофильм через запыленный экран, а это и непонятно, и утомительно». Словом, — вывел резюме сетевой обозреватель Д. С., — Солоух — «писатель талантливый, но читать скучновато. Хотя если найти при чтении нужную интонацию — то все-таки здорово». Так что Николаю Александрову приходится констатировать: «Сергей Солоух — очень талантливый писатель. Просто ему не везет». А Андрею Немзеру остается только вздохнуть: «У Сергея Солоуха странная судьба. […] Он в Риме был бы Брут, в Афинах — Периклес, а здесь… А здесь для, условно говоря, традиционалистов Солоух слишком сложен, причудлив, бесшабашен, опьянен свободой и музыкой. Для патентованных же законодателей быстро меняющихся литературных мод он слишком прост. Слишком наивен. И— человечен. Ибо все Солоуховы словесные хороводы и кадрили, полеты и прорывы, метризации и аллитерации, метафоры и шутливые цитаты немыслимы без его восторженной любви к миру и человеку».

Роман «Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева» и книга «Картинки» входили в шорт-листы Антибукеровской премии (1996, 2000), рассказы Солоуха — в шорт-листы премии Ивана Петровича Белкина (2003, 2004, 2005).

Живет в Кемерове.

Книги С. Солоуха

1996 — Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева: Поэма. Кемерово: Кузбасс.

1997 — Паппа Заппа. (Под именем Владимира Советова.)

2000 — Картинки: Рассказы / Послесл. А. Немзера. СПб.: Геликон Плюс.

2002 — Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева: Роман, рассказы. М.: ОГИ.

2003 — Одна любовь — один проект: Альбом о проектировщиках московского метро. М.: Изд-во Артемия Лебедева.

2004 — Самая мерзкая часть тела: Книжка-раскраска: Роман. СПб.: Геликон Плюс.

2005 — Шизгара: Роман. М.: Время. 2008 — Обыск. США: Franc-Tireur Editions.

Естественные науки: Книга рассказов. М.: Время.

scroll