СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ

Кузнецов Сергей Юрьевич родился 14 июня 1966 года в Москве. Окончил химический факультет МГУ (1988). Работал редактором отдела зарубежных новостей в журнале «Premiere», обозревателем в газете «Время МН», сотрудничал как кинокритик и, в меньшей степени, как культуролог, литературный критик и эссеист с деловой прессой («Коммерсантъ», «Ведомости» и др.), глянцевыми и молодежными изданиями («Vogue», «Harper’s Bazaar», «Playboy», «ОМ», «Птюч» и др.), литературными и киноведческими журналами («Знамя», «Иностранная литература», «Искусство кино», «Сеанс»), переводил прозу с английского языка (Т. Пинчон и др.).

Но особенно велика роль, которую С. Кузнецов сыграл в становлении русского Интернета — в качестве и автора собственных сетевых проектов, и сотрудника таких популярных онлайн-изданий, как «Вести. ру», «Газета. ру», «Лента. ру», «Поле. ру», «Уикэнд. ру». В 2004 году он не только опубликовал одно из первых исследований по истории Интернета в России, но и основал компанию SKCG (Sergey Kuznetsov Content Group), которая занимается разработкой и поддержкой Интернет-сайтов, ориентированных на общение пользователей. Проекты компании удостоены многочисленных наград (втом числе — международных), а на фестивале Интернить-2005 SKCG была названа Интернет-профессионалом года.

Надо полагать, что все это, вместе взятое, и позволило Н. Сашиной сказать о С. Кузнецове: «Дитя эры компьютеров и Интернета […], знаток и собиратель новейших стилевых формул, он работает как отлаженный барометр модных тенденций, улавливающий погоду на всех континентах. С. К. своевременно обновляет программное обеспечение своего критического аппарата и расширяет объем „памяти“. По соответствующим случаям заводит новые „файлы“ и делает это раньше многих».

Много раньше других С. Кузнецов взялся и за художественное летописание 1990-х годов, стремительно становящихся нашей историей. Как говорит Леонид Юзефович, «его первый роман („Семь лепестков“) посвящен наркотикам, второй („Гроб хрустальный“) — зарождению русского Интернета, третий („Серенький волчок“) — дефолту, но все они, в сущности, об одном и том же: о великих иужасныа 90-х годах XX столетия. Их автор — летописец в скоморошьей личине. Детектив для него — не более чем язык эпохи. Он овладел этим варварским наречием, чтобы воссоздать мир, куда всех нас когда-то выбросило бурей на обломках потерпевшего крушение корабля».

Стремясь внести ясность относительно собственных книг, С. Кузнецов напоминает: «„Семь лепестков“ были радикально переписаны (изменено примерно 80 % текста, изменена концовка и т. д.) и вышли в 2005году в „ЭКСМО“ под названием „Подобно тысяче громов“. Аналогично „Гробхрустальный“ был тоже переработан и вышел под названием „Гроб хрустальный: версия 2.0“. Вместе с „Сереньким волчком“ они образуют трилогию „Девяностые: сказка“. Можно отметить, что автор настоятельно просит ранние версии не читать и забыть об их существовании».

Член Союза кинематографистов России, председатель Фонда поддержки русской филологии в Тартуском университете «Московско-Тартуская инициатива» (2004).

Книги С. Кузнецова

2002 — Семь лепестков: Роман. СПб.: Амфора.

2003 — Гроб хрустальный: Роман. СПб.: Амфора.

Нет: Роман / В соавт. с Линор Горалик. СПб.: Амфора.

2004 — Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М.: НЛО.

2005 — Серенький волчок: Роман. М.: ЭКСМО.

Подобно тысяче громов: Роман. М.: ЭКСМО.

Гроб хрустальный: версия 2.0: Роман. М.: ЭКСМО.

Шкурка бабочки: Роман. М.: ЭКСМО.

scroll