metrika
Люди в Истории России

Серафим Саровский (1754–1833)

С. Саровский (в миру – Прохор Исидорович Мошнин) – монах, православный святой.

Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 г. в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца.

i_035.jpg

Серафим Саровский. Икона

В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского кафедрального собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.

Сам Серафим считал, что ему помогала Богородица. Когда он заболел, во время Крестного хода мимо его дома проносили икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла мальчика, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить.

В 1776 г. совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг – Саровскую пустынь. В 1778 г. стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 г. принял монашество и был посвящен в иеродиаконы, в 1793 г. рукоположен в иеромонаха.

i_036.jpg

Родник Серафима Саровского

В 1794 г., имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческие писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развел огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития преподобного Серафима весьма примечателен. Так, на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей о. Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что кормил старец и других животных).

Старец Серафим произнес: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». В день смерти его келью охватил пожар.

Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно Житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причем он не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1810 г. он возвратился в монастырь, но ушел в затвор до 1825 г. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в Житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители.

Преподобный Серафим Саровский еще в начале XIX в. предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв.

В 1831 г. святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Скончался в 1833 г. в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.

Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета.

Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. Письменные источники свидетельствуют о его православии, в качестве примера чего можно привести фрагмент из его беседы со старообрядцами: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!»

Он говорил: «Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих». Но также предсказывал он, что Россию ждет великая слава.

Серафим Саровский: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом».

В 1903 г. могила старца была вскрыта, и он был канонизирован. Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя сто лет после «обретения его мощей», т. е. с 2003 г., Россия начнет возрождаться: «Господь через страдания приведет ее к великой славе». Но произойдет это после всенародного покаяния. Из письма Серафима Саровского: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле». Из еще одного письма, написанного собственноручно Серафимом Саровским Н. А. Мотовилову: «Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: „Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское – Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут“».

i_037.jpg

Дивеевская обитель 

 

scroll