metrika
Великие Люди в Истории

Рудольф Нуреев (1938–1993

Нуреев – российский танцовщик, ставший одним из идолов западного балета второй половины XX века. С появлением Нуреева на Западе изменилось отношение к мужскому танцу во всем мире – теперь премьер танцевал наравне с балериной. За свою творческую жизнь Нурееву удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета.

Рудольф Нуреев родился 17 марта 1938 года в поезде, идущем на Дальний Восток. Его отец, Хамет Фазлиевич Нуреев, работал на военно-промышленный комплекс, поэтому семья постоянно переезжала с места на место.

В десять лет Рудольф поступил в танцевальный кружок Дворца пионеров города Уфы. Там преподавали бывшие ленинградские танцовщики, которые дали одаренному мальчику профессиональную подготовку. Его талант был очевиден, и преподаватели предлагали ему продолжить образование в Ленинграде.

i_085.jpg

В августе 1955 года Нуреев поступил в Ленинградское хореографическое училище. За три года он прошел весь курс обучения, усердно наверстывая упущенное. Нуреев занимался у одного из лучших педагогов классического танца тех лет – Александра Ивановича Пушкина, который подготовил с ним программу выпускного класса, а также ряд сольных партий. Сольная вариация Нуреева из спектакля «Корсар» вошла в фильм о русском балете – единственный номер в исполнении учащегося хореографического училища.

После Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве и выпускного экзамена о Нурееве заговорили в театральных кругах. К концу лета и Кировский, и оба московских музыкальных театра – Большой и имени Станиславского – предложили ему контракты.

В качестве солиста Кировского театра Нуреев впервые выступил в ноябре 1958 года. Прямо со школьной сцены он попал в исполнители заглавной партии в спектакле «Лауренсия» в паре с Дудинской. Успех оказался огромным.

В 1958–1961 годах Нуреев танцует ведущие партии: Альберта в «Жизели», Форондосо в «Лауренсии», Дезире в «Спящей красавице», Солор в «Баядерке», Базиль в «Дон Кихоте». С ним выступают примы-балерины Кировского театра – Дудинская, Шелест, Кургапкина.

Во время гастролей театра во Франции в 1961 году Нуреев решает остаться на Западе. При посадке в самолет, который должен был доставить его в Москву, он совершил свой самый знаменитый «прыжок к свободе», бросился к полицейским и попросил политическое убежище.

Уже через неделю после побега он с успехом танцевал «Спящую красавицу» в труппе маркиза де Куэваса.

Вскоре Нуреев уехал из Парижа и поселился в Копенгагене, где познакомился с датский танцовщиком классического направления Эриком Бруном. Последний помог Нурееву освоить технику датской школы и стал его другом.

Более пятнадцати лет Нуреев был звездой Лондонского королевского балета и являлся постоянным партнером Марго Фонтейн. Когда они встретились, Фонтейн было 43 года, а Нурееву – 24, но их дуэт – один из самых прославленных во второй половине прошедшего века. В 1963 году известный балетмейстер Ф. Аштон специально поставил для этих выдающихся танцовщиков балет «Маргарет и Арман». Сам же Нуреев возродил для Фонтейн и себя постановку классического балета М. Петипа «Баядерка» на музыку Л. Минкуса.

Нуреев также работал в труппах Соединенных Штатов Америки, Европы и Австралии. Он великолепно танцевал героя в «Сильфиде», принца в «Спящей красавице» и множество других сложных по исполнению партий. За это время Нуреев создал новый мир балета. Он положил конец восприятию танцовщика как вспомогательной персоны.

Нуреев наполнял эротикой сам воздух. «Ему достаточно было пошевелить пальцем ноги, чтобы заставить сердца биться, как тамтамы», – писал один из лондонских критиков.

Для большей выразительности Нуреев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Его отличало стремление максимально раздеться во время спектакля. Он выходил на сцену с голой грудью в «Корсаре» и в «Дон Кихоте», надевая более тонкое и прозрачное трико, чтобы создать иллюзию кожи. Он хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения.

Нуреев работал и в кино. Он дебютировал в 1977 году, когда Кен Рассел пригласил его на роль легендарного актера немого кино Рудольфа Валентине Интересно, что именно в его честь Нуреев был назван Рудольфом. Затем он снялся в шпионском боевике Джэймса Тобака «Разоблаченный», в фильме «Я – танцовщик», в киноверсии балета «Дон Кихот», где выступил и в качестве режиссера.

В 1983 году после двух лет переговоров артист принял руководство балетной труппой парижского театра «Гранд-опера». Под его руководством балет Парижской Оперы превратился в одну из первых трупп мира. Трехнедельные гастроли 1986 года «Гранд-опера» в Америке в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке стали триумфальными.

Нурееву удалось стать самым богатым человеком в мире балета, с состоянием, оцениваемым в десятки миллионов долларов.

Долгое время Нурееву не удавалось побывать на родине. Перед самой смертью матери, в ноябре 1987 года, Горбачев разрешил артисту краткий визит в Уфу, чтобы проститься с ней.

В 1989 году Нуреев впервые после своей эмиграции приехал в Петербург, где станцевал «Сильфиду» Бурнонвиля. Но возвращение не стало триумфальным. Этому помешали плохое самочувствие, причиной которого стал СПИД, и травмы. Но мастер не сдается: Нуреев начал выступать в качестве дирижера.

В начале ноября 1992 года, вернувшись в Париж, Рудольф попал в больницу из-за непрекращающихся инфекций. Его не стало в сочельник 6 января 1993 года.

scroll