metrika
Великие Люди в Истории

Рембрандт ван Рейн (1606–1669)

Рембрандт занимает совершенно особое место в живописи. Как никто другой, он сумел раскрыть внутренний мир обычного человека, передать на холсте его сложные душевные переживания. Он не первый обращается к духовному миру своего зрителя, но это глубоко созерцательное, философское обращение, совсем не сходное с внезапной аффектацией, лавиной чувств, которые обрушивает на зрителя барокко.

Первую биографию художника составил Ян Ордере, бургомистр Лейдена: «Сын Гармена Герритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс, родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на городскую или государственную службу, чтобы потом он мог оказывать им помощь. Но вскоре обнаружилась природная склонность мальчика к искусству живописи и рисования, так что родители вынуждены были взять его из школы и, чтобы развивать дальше его талант, отдали его живописцу для обучения первоначальным правилам. Потом они решили перевести его к Якобу Изаксу ван Сваненбурху, чтобы мальчик учился у него дальше. Там он оставался три года и сделал такие успехи и так усилилась любовь его к искусству, что всех приводили в восторг работы юноши, обещавшего стать замечательным живописцем. Отец тогда счел за лучшее отдать его для дальнейшего усовершенствования к уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Амстердаме. Здесь он пробыл около шести месяцев, стал совершенно самостоятельным мастером, а вскоре – одним из величайших художников своего века».

i_066.jpg

Во время учебы у Ластмана в 1623 году Рембрандт близко сошелся с художником Яном Ливенсом, ставшим его другом и спутником на многие годы. Несколько месяцев он занимался у известных художников того времени братьев Яна и Якоба Пинасов.

Вместе с Ливенсом Рембрандт вернулся в Лейден, где проработал с 1625 до 1631 года. Некоторое время у художников была даже общая мастерская.

В 1631 или начале 1632 года Рембрандт приезжает в Амстердам. Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера.

Рембрандт быстро приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюль па».

Первый успех приносит художнику многочисленные заказы и учеников, известнейшими из которых впоследствии стали Герард Доу и Карел Фабрициус. В 1634 году Рембрандт удачно женился на недавно осиротевшей дочери бургомистра – Саскии Ван Эйлинбург, из богатого фрисландского рода. Эта женитьба доставила ему самую избранную клиентуру столицы Голландии.

К 1630-м относится целый ряд портретов жены Саскии. Она была его самой любимой моделью. Так, на картине «Флора» Рембрандт изобразил Саскию незадолго до рождения их сына Титуса. Не менее интересен и «Автопортрет с Саскией» (1634). Поднимая бокал и обратившись к тем, кто смотрит на картину, художник как бы предлагал зрителям разделить его безмерную радость и счастье. Саския послужила моделью и для знаменитой «Данаи», а в одном из слуг художник изобразил самого себя.

В 1642 году любимая Саския умерла. Рембрандт очень переживал уход жены, но тем не менее именно в эту пору он написал самую знаменитую свою картину «Ночной дозор», заказанную корпорацией амстердамских стрелков в 1642 году. Это был групповой портрет членов гильдии. Однако многие заказчики остались недовольны картиной. Они заплатили равную цену, но лиц некоторых в картине невозможно было рассмотреть. Рембранд потерял множество дорогих заказов.

Но он продолжает работать. В память о жене он пишет знаменитую картину «Давид и Ионафан» (1643), своеобразную сцену прощания двух людей, расстающихся навеки.

В начале пятидесятых годов художник создает один шедевр за другим: «Вирсавия» (1654), «Портрет Яна Сикса» (1654), «Польский всадник» (1655–1657), «Титус за чтением». Именно в пятидесятые годы Рембрандт, являющийся величайшим мастером офорта, создает многие из лучших своих произведений: «Христос, исцеляющий больных» (так называемый «Лист в сто флоринов», около 1649), «Три креста» (1653–1660), портреты Лутмы (1656) и Харинга (1655), «Поместье весовщика золота» (1651).

Однако денежные дела шли все хуже. Кредиторы все более притесняли Рембрандта за растущие долги. В 1656 году прошла опись имущества художника, а вскоре в гостинице «Королевская корона» происходит его распродажа. В 1660 году был продан дом. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Именно, там на бедной улице Канал Роз, прошли последние десять лет жизни мастера. Но художник не пал духом и в последнее десятилетие жизни создает такие шедевры, как «Заговор Юлия Цивилиса» (1661), «Синдики» (1662). Основной картиной этого периода стало «Возвращение блудного сына» (1669), самое проникновенное его произведение.

К 1666 году у Титуса ван Рейна дела пошли настолько хорошо, что он сумел оплатить и недавние свои, и застарелые отцовские долги, да еще в придачу одарить отца новыми холстами и печатным станком. Но не долго радовался художник успехам сына.

«Во вторник, 8 октября 1669 года, погребен ван Рейн, художник с Розенграхт, напротив Долгоф…», – гласит последний из документов, относящихся к жизни Рембрандта – запись в церковной книге Вестеркерк.

scroll