ПАВЕЛ КРУСАНОВ

Крусанов Павел Васильевич родился 14 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил географо-биологический факультет Ленинградского педагогического института им. Герцена. Работал осветителем в театре, садовником, техником звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати, редактором в издательствах «Васильевский остров», «Тритон», «Северо-Запад», «Азбука», «Лимбус Пресс». Ныне — главный редактор изд-ва «Лимбус Пресс».

Печатается с 1989 года: журналы «Родник», «Звезда», «Московский вестник», «Соло», «Комментарии», «Октябрь». С 2000 года тесно связан с издательством «Амфора»: служит там редактором и публикует книги, принесшие ему известность в литературных кругах. Составил антологии: «Синяя книга алкоголика»: Повести и рассказы / Послесл. В. Шинкарева (СПб.: Амфора, 2006); «Новые петербургские повести» (СПб.: Амфора, 2006); «Зеленая книга алкоголика: Повести, рассказы» (СПб.: Амфора, 2007). Рассказы и романы Крусанова переведены на немецкий, сербский, болгарский и словенский языки.

Виктор Топоров назвал группу молодых петербургских авторов — П. Крусанов, С. Носов, В. Назаров, А. Секацкий — «новыми Серапионами». А Валерий Попов, характеризуя творческую манеру Крусанова, заметил: «Сумма модных течений, философских направлений, мировых коллизий (не имеющих к конкретной авторской жизни ни малейшего отношения), набор „прикольных“ игровых приемов — все это виртуозно соединяет Павел Крусанов (особенно замечательно это сделано в его романе „Укус ангела“). Почему это имеет такой успех? Видимо, это соответствует настрою нынешней продвинутой молодежи, которой хочется все знать, обо всем судить философски и свысока — и в то же время ни за что не отвечать и даже лучше бы ни в чем не участвовать. Только неучаствующие так высокомерны и уверены в своих знаниях — и с этих позиций Крусанов пишет, и попадает в „кайф“» («Знамя», 2001, № 7). Игорь Клех видит особенности прозы Крусанова в ином ракурсе: «Крусанов пишет свою прозу как институционально молодой человек. Он и в сорокалетнем возрасте умудряется находить в „полнощном“ Питере солнце — ловить его, ценить и радоваться ему— редкое для русского писателя свойство! В своих рассказах он поет „дар бездельного существования“ и право на „отрадную праздность“ — независимо от погоды за окном вечное лето царит на страницах его прозы. Это бодрая проза, с румянцем на щеках от пульсирующей в жилах крови» («Знамя», 2001, № 4).

Член СП Санкт-Петербурга (1992), общественного совета еженедельника «Литературная Россия» (с 2005). Входил в Большое жюри премии «Национальный бестселлер» (2005), в жюри конкурса «Невская перспектива» (2005), конкурса «Серебряная литера» на Невском книжном форуме (2005), в жюри премий «Блогбастер» (2007), «Дебют» (2008).

Отмечен премией журнала «Октябрь» за роман «Укус ангела» (1999). В шорт-лист премии «Северная Пальмира» входил сборник рассказов «Знаки отличия» (1996), в шорт-лист АБС-премии — роман «Укус ангела» (2001), в шорт-листы премии «Национальный бестселлер» — романы «Бом-бом» (2003), «Американская дырка» (2006).

Живет в Санкт-Петербурге.

Книги П. Крусанова

1990 — Где венку не лечь: Роман. М.: Всесоюзный молодежный книжный центр.

1992 — Одна танцую: Роман, рассказы. СПб.: Тритон.

1995 — Знаки отличия: Рассказы. СПб.: Борей-Арт.

1997 — Рунопевец. М.: Терра.

1999 — Отковать траву: Рассказы, повесть / Предисл. А. Секацкого. СПб.: Борей-Арт.

2000 — Укус ангела: Роман. СПб.: Амфора.

Бессмертник: Рассказы. СПб.: Амфора.

Ночь внутри: Роман. СПб.: Амфора.

2001 — Бом-бом: Роман. СПб.: Амфора.

Другой ветер: Повесть, рассказы. СПб.: Амфора.

2002 — Действующая модель ада: Очерки о терроре и террористах. М.: Астрель.

2004 — Калевала. СПб.: Амфора.

2006 — Американская дырка: Роман. СПб: Амфора.

Беспокойники города Питера / Совместно с Налем Подольским. СПб.: Амфора.

2007 — Все прочее — литература: Сб. эссе. СПб.: Амфора.

Триада: Романы. СПб.: Амфора.

, рассказы. СПб.: Азбука-классика.

scroll