metrika
Великие Люди в Истории

Пабло Пикассо (1881–1973)

Пикассо – крупнейший художник XX века и лидер авангардизма – принадлежит к числу гениев мировой живописи. Его взгляды и художественное творчество изменили привычные представления об искусстве, он оказал громадное влияние на художников всех стран. Благодаря своим творческим экспериментам Пикассо создал новый язык искусства. Одним из его крупнейших открытий стал кубизм.

Свое творческое кредо художник определил так: «Я рисую предметы такими, какими я их представляю, а не такими, какими я их вижу».

Пабло Руис-и-Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанской Малаге в семье художника дона Хосе Руиса и Марии Пикассо-и-Лопес.

В 1892 году он поступает в художественную школу в Ла-Корунье, где его отец ведет класс рисунка и орнамента.

В сентябре 1895 года Пабло начинает учебу в барселонской художественной школе. Он потрясает профессуру, выполнив за один сеанс этюд натурщика, на исполнение которого был дан целый месяц. Зимой Пикассо пишет свою первую большую композицию в академическом стиле «Первое причастие».

i_076.jpg

В 1897 году Пабло поступает в Королевскую академию Сан-Фернандо в Мадриде. В том же году на национальной выставке Академии художеств в Мадриде картина «Знание и сострадание» удостоена высокой оценки. Но зимой против воли отца Пабло бросает учебу в Академии.

В 1898 году Пикассо возвращается в Барселону. В это время он занимается с каталонским художником Палларесом.

Начало голубого периода принято относить приблизительно к середине 1901 года, окончание – к концу 1904. Хотя многое из того, что составляет содержание голубого периода, восходит еще к пребыванию художника в Мадриде с февраля по апрель 1901 года: «Женщина в голубом», «Дама в голубом». В это время Пикассо живет то в Париже, то в Барселоне.

Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали. Картины написаны в сумрачной, почти одноцветной гамме голубых, синих и зеленых тонов. Фигуры кажутся застывшими, скованными: «Любительница абсента» (1901), «Свидание» (1902), «Старый нищий старик с мальчиком» (1903), «Жизнь» (1903), «Встреча» (1902), «Бедняки на морском берегу» (1903).

Произведение переходного периода – от «голубого» к «розовому» – знаменитая «Девочка на шаре» (1905). Колорит картины построен на простых розовых и голубых тонах, данных в соотношениях сложных и почти неуловимых.

В так называемом «розовом» периоде Пикассо (1905–1906) в фигурах исчезает скованность, тона делаются прозрачнее и воздушнее. Его излюбленными темами в этот период были акробаты, гимнасты и арлекины – «Семейство акробатов с обезьяной» (1905), «Гауклеры, семейство комедиантов» (1905), «Акробат и молодой арлекин» (1905), а также изображения женщин за туалетом – «Туалет» (1906), «Прическа» (1906), «Гарем» (1906). Тогда же были исполнены серии гравюр, в том числе офортов.

В 1907 году Пикассо познакомился с Матиссом. В ту пору он углубленно осваивал наследие Сезанна, о чем свидетельствует «Портрет Гертруды Стайн» (1906), предвосхищающий кубизм и следующую картину «Авиньонские девицы» (1906–1907). Это произведение было по-настоящему революционным, ибо порывало с традиционным способом изображения человеческой фигуры и пространства.

Конструирование массивных грубых геометрических объемов или аналитическое разложение их на сопоставленные плоскости, цветовые и фактурные элементы, рассмотренные с разных сторон с помощью динамичной точки зрения, становится главной задачей художника. Так в 1908–1909 годах Пикассо совместно с Ж. Браком разрабатывают новый стиль – кубизм.

Начиная с 1914 года происходит постепенный отход Пикассо от кубизма. Это проявляется в картине «Художник и его модель», в ряде рисунков. Пикассо ощущает интерес к точным контурам и пластике форм.

В 1917 году художник работал над костюмами и декорациями балета «Парад», поставленного труппой Дягилева.

В 1918 году Пикассо женится на русской балерине Ольге Хохловой. Рождение в 1921 году сына Поля сопровождается возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Картины отличает изящество линий и настроение сказочной идиллии с утонченным ароматом старины: «Три женщины у источника» (1921), «Мать и дитя» (1922), серия «Мастерская скульптора» (1934).

В 1927 году Пикассо знакомится с Марией-Терезой Вальтер. Он расстается с Хохловой, ив 1935 году Мария-Тереза рожает ему дочь Майю. Надо сказать, что это была далеко не последняя любовь художника. В 1943 году Пикассо знакомится с Франсуазой Жило, родившей Пикассо сына Клода (1947) и дочь Франсуазу (1949). В возрасте восьмидесяти лет, в 1961 году, художник сочетался законным браком с Жаклин Рок.

Начинается время странного искусства Пикассо, получившего титул «мэтра наших кошмаров». Под его кистью рождается целое поколение монстров. Они и похожи и не похожи на людей, у них своя анатомия.

Его реакция на окружающую действительность прорывается в мрачных, гротесковых полотнах «Плачущая женщина» (1937), «Мечты и ложь генерала Франко» (1937), «Кот и птица» (1939). Кульминацией его гнева стала «Герника» (1937) – негодующий протест против всего того, что сделало фашизм возможным. 26 апреля 1937 года немецкая и итальянская авиация до основания разрушили небольшой городок басков Герника. За два месяца Пикассо создает свою картину.

Несмотря на опасность, угрожавшую ему в столице Франции, Пикассо прожил здесь всю оккупацию с 1940 по 1944 год. В 1944 году Пикассо становится членом Французской компартии.

В августе 1944 года Париж освободили. В октябре того же года в Осеннем Салоне, носившем название «Салон освобождения», открыли выставку. В экспозиции особое место уделялось индивидуальному разделу Пикассо – семьдесят четыре полотна и пять скульптур.

Тема войны и мира останется с Пикассо надолго: он создаст картины «Война» и «Мир» для Храма мира в Валлорисе, знаменитый «Голубь мира» (1950) станет эмблемой сторонников мира. В 1951 году художник напишет картину «Война в Корее».

В 1956–1957 годах Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получает название «музей Пикассо».

До последних лет художник продолжал интенсивно работать. Так, в 1968 году он за семь месяцев выполнил 347 гравюр!

Умер Пикассо 8 апреля 1973 года.

scroll