metrika
Великие Люди в Истории

Огюст Роден (1840–1917)

Огюст Роден относится к тем художникам, творчество которых перевернуло мир. Многие считают Родена крупнейшим скульптором современности.

Роден отказался от точного соответствия фигуры оригиналу и стал основываться исключительно на собственном настроении, поставленной задаче, личности позирующего человека. Роден всегда стремился передать действие, изображал как бы остановленное мгновение, движение, которое совершалось на глазах у зрителя.

Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Отец его был мелким служащим, мать – горничной.

В 1854 году Огюст поступил в школу рисования и математики, готовившую мастеров декоративно-прикладного искусства. Впоследствии Роден высоко отзывался о своем педагоге Лекоке де Вуабодрак. Под его руководством Огюст в совершенстве овладел техникой рисунка.

С 1864 года Огюст посещает курсы А. Бари – выдающегося скульптора-анималиста. Первое значительное произведение молодого скульптора – «Человек со сломанным носом» (1864), чуждое официальным требованиям, не было допущено в парижский Салон.

i_072.jpg

В 1864 году он женится на бедной девушке Розе Вере. В 1866 году у них родился сын Огюст-Эжен, и в это время мастерскую наполняют композиции с фигурками детей: «Мать и дитя», «Материнская нежность», «Венера и Амур».

Трудное положение вынуждает Родена стать одним из помощников преуспевающего скульптора А. Каррье-Беллеза. Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.

В 1871 году вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, Роден выезжает в Брюссель. Вскоре работу возглавил местный мастер ван Расбург, и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством.

В 1876–1877 годах он исполняет статую «Бронзовый век», вкладывая в произведение более общий смысл – идею пробуждения человечества. Появление статуи в Салоне сопровождалось грандиозным скандалом. Злобствующая критика обвинила скульптора в том, что он прибег к муляжу – снял слепок с натурщика. Только вмешательство целой группы художников, обратившихся к министру изящных искусств, смогло положить конец незаслуженным обвинениям. Вслед за «Бронзовым веком», купленным Люксембургским музеем, Роден создает статую «Иоанн Креститель» (1878) – образ мыслителя-проповедника, полный величавого спокойствия.

В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор решает выполнить «Врата ада», украсив их бронзовыми барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте. Позднее замысел неоднократно менялся, появился и ряд образов, не связанных с произведением Данте.

Роден вступил в пору расцвета своего таланта. Близка к завершению основная часть «Врат ада», созданы бессмертные «Три тени», «Кариатида», «Ева». И, наконец, появляется знаменитый «Мыслитель»…

В 1884 году муниципалитет Кале обратился к Родену. Речь шла о сооружении монументе знаменитым гражданам города, отличившимся в 1347 году при осаде города англичанами. Весной 1889 года скульптор заканчивает всю группу. Но лишь 3 июня 1895 года, памятник был открыт – не хватало денег. После открытия памятник сразу стал знаменитым. О «Гражданах Кале» много писали. Посмотреть на творение великого скульптора приезжали со всех уголков Франции.

В 1883 году в мастерскую Родена пришла красивая сероглазая девушка, которая хотела учиться скульптуре – Камилла Клодель. Она стала сначала ученицей, а затем и помощницей мастера. В 1885 году учитель лепит Клодель, назвав портрет «Аврора», в следующем году появилась «Мысль».

В 80-е – начале 90-х годов появляются удивительные по красоте и лиризму произведения, также связанные с Камиллой, которая не только позировала для многих из них, но и вдохновляла скульптора при их создании. Они поражают искренностью в передаче чувств.

Но помимо радостной темы любви здесь порой звучат и тревожные и даже скорбные ноты, предвестники неизбежной разлуки: «Любовь убегает!», «Скорбь», «Данаида», «Плачущая», «Скорбящая!», «Прощание», «Меланхолия» и другие. Может быть, Роден уже предчувствовал разрыв с Камиллой, произошедший около 1897 года.

После долгого перерыва, в 1890 году, скульптор лепит портрет Розы Вере, вероятно, то был своеобразный акт примирения. Он возвращается к Розе, но только 29 января 1917 года брак Родена с Розой Вере был оформлен официально, а через две недели, 14 февраля 1917 года, ее не стало.

Но до этих событий еще далеко. В девяностые годы формируется европейская слава Родена. Он признан теперь государством, наградившим его орденом Почетного легиона, становится известным за границей. Все большее число молодежи – французов и иностранцев – стремится работать в мастерской художника или же хотя бы пользоваться его советами, изредка показывая ему свои работы.

Из ведущихся новых работ центральное место занимает «Бальзак». Выполненный в 1897 году, он стал одной из последних крупных работ стареющего мастера. Другой, еще более обширный замысел скульптора – проект «Башни труда», должен был воплотить в себе мечту художника о монументальном творчестве. Но лишь группа «Благословение» – два крылатых гения, склонившиеся вниз, – была осуществлена художником в уменьшенном размере.

Между тем здоровье художника катастрофически ухудшается. Еще в 1912 году Роден, полный сил, совершает поездку в Италию, где посещает Рим; итальянцы устраивают ему невиданный прием, в его честь иллюминуют Капитолий. В 1914 году, перед войной, Роден едет в Англию, где его почитатели организуют выставку его работ. В Париж скульптор возвращается летом 1915 года.

10 июля 1916 года с ним происходит первый удар. Он поправляется медленно и уже больше не работает. Последние месяцы своей жизни Роден проводит почти безвыездно в Медоне. 17 ноября 1917 года он заболевает воспалением легких и вскоре умирает.

scroll