metrika
Великие Люди в Истории

Никколо Паганини (1782–1840)

Паганини вошел в историю музыки как самый выдающийся скрипач всех времен и народов. Его имя уже при жизни было овеяно легендами. Он так расширил исполнительские возможности инструмента, применял такие неслыханные приемы, достиг такой виртуозности, размаха, выразительности, силы страстей и воздействия на публику, что его игра в сочетании с необычной, «демонической» внешностью рождала миф о колдовстве. «Его совершенное исполнение выходит за пределы человеческого понимания», – писал выдающийся композитор Феликс Мендельсон-Бартольди.

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе, в семье торгового агента Антонио Паганини и его жены Терезы Боччардо.

У Никколо почти не было детства. Мальчик всегда помнил себя в непрерывных истощающих занятиях на скрипке. Природа наделила Никколо необыкновенным даром – слухом, доведенным до предела чувствительности. Отец рано подметил одаренность Никколо и уверился в мысли, что сын сможет завоевать славу, а значит и принести много денег. Но для этого мальчику следует заниматься, не щадя себя.

Первым более или менее серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. Паганини рано стал сочинять – уже в восьмилетнем возрасте он написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.

Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста. Уроки проходили раз в неделю, и более полугода Коста наблюдал развитие Паганини, старался передать ему профессиональные традиции.

После занятий с Костой Паганини смог, наконец, впервые выйти на эстраду. В 1794 году начинается его концертная жизнь.

Новый учитель Паганини – виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти, привил юноше отличную композиторскую технику.

i_070.jpg

Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринимает поездку по Северной Италии. Состоялись выступления юного музыканта во Флоренции, а также в Пизе, Ливорно, Болонье и наиболее крупном центре Северной Италии – Милане. И всюду огромный успех. Никколо жадно впитывал новые впечатления и под жесткой опекой отца продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство.

В этот период родились многие из его прославленных каприччо. Каприччо Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, что станет характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля.

Когда Паганини было предложено занять место первого скрипача в Лукке, он его с радостью принял. С энтузиазмом Паганини отдался работе. Ему было поручено руководство городским оркестром. Он широко использует разрешение концертировать: с небывалым успехом выступает в Пизе, Милане, Ливорно. Восторг слушателей кружит голову, пьянит ощущение свободы. Приходят и увлечения иного порядка, которым он отдается так же пылко и страстно.

В это бурное время приходит и первая любовь. И ей скрипач отдается весь, без остатка, как и всему, что он делал. Почти на три года имя Паганини исчезает с концертных афиш.

В конце 1804 года скрипач возвращается на родину, в Геную, и несколько месяцев занимается лишь сочинением. А затем снова едет в Лукку – в герцогство, которым правил Феличе Бачокки, женатый на сестре Наполеона Элизе. Три года служил Паганини в Лукке камерным виртуозом и дирижером оркестра.

Отношения с княгиней Элизой постепенно приобрели не только официальный характер. Паганини создает и посвящает ей «Любовную сцену», специально написанную для двух струн («ми» и «ля»). Другие струны во время игры со скрипки снимались. Сочинение произвело фурор. Затем княгиня потребовала произведение только для одной струны. «Я принял вызов, – говорит Паганини, – и спустя несколько недель написал военную сонату «Наполеон» для струны «Соль», которую исполнил на придворном концерте 25 августа». Успех превзошел самые смелые ожидания.

Прошло почти три года службы, и Паганини начали тяготить отношения с Элизой, двором, ему вновь захотелось артистической и личной свободы. Однако Элиза не выпускала Паганини из поля своего зрения. В 1808 году она получила во владение Тосканское герцогство и Паганини был вынужден вернуться на придворную службу в его столицу Флоренцию еще на четыре года.

Покинув Флоренцию, Паганини переезжает в Милан. Рецензия на концерт Паганини в октябре 1813 года в «Ла Скала», появившаяся во влиятельной «Лейпцигской музыкальной газете», познакомила Европу с именем Паганини.

В родной город он приезжает с концертами в конце 1814 года. Пять его выступлений триумфальны.

В конце 1816 года Паганини уехал на концерты в Венецию. Во время выступления в театре он познакомился с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать ее пению. Паганини увозит девушку с собой в концертные поездки по стране и все более привязывается к ней.

11 октября 1821 года состоялось его последнее выступление в Неаполе, и на два с половиной года Паганини выключается из артистической жизни. Состояние его здоровья так плохо, что он вызывает к себе мать и перебирается в Павию. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм и другие заболевания терзают Паганини.

Через два с половиной года, окрепнув, Паганини дает концерты в Павии, затем в родной Генуе. Он почти здоров, остался – теперь уже на всю жизнь – «невыносимый кашель».

Паганини вновь сближается с Антонией Бьянки. Они вместе выступают. Их связь приносит Паганини сына – Ахилла.

Преодолевая болезненное состояние и мучительный кашель, Паганини интенсивно сочиняет для своих будущих выступлений новые произведения – «Военную сонату» для скрипки с оркестром, исполняемую на струне «Соль» на тему из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», – в расчете на венскую публику, «Польские вариации» для исполнения в Варшаве и три скрипичных концерта, из которых наибольшую известность приобрел Второй концерт со знаменитой «Кампанеллой», ставшей своеобразным музыкальным символом артиста.

В начале марта 1828 года Паганини с Бьянки и Ахиллом отправляются в далекий путь в Вену. Почти на семь лет покидает Паганини Италию. Начинается последний период его выступлений – время наиболее интенсивной концертной деятельности. Кроме того, в столице Австрии он много сочиняет. Здесь рождается сложнейшее произведение – «Вариации на австрийский гимн» и задумывается знаменитый «Венецианский карнавал» – венец его виртуозного искусства.

С августа 1829 года, когда Паганини приехал во Франкфурт, по начало февраля 1831 года продолжалось турне по Германии. За 18 месяцев скрипач играл в более чем 30 городах, выступил в концертах, различных дворах и в салонах почти 100 раз. Это была небывалая по тем временам активность исполнителя. Паганини чувствовал себя на взлете, выступления проходили с огромным успехом, он почти не болел.

Весной 1830 года Паганини концертировал в городах Вестфалии. И здесь исполняется его давнее желание – Вестфальский двор жалует ему титул барона. Титул передается по наследству, а именно это и надо было Паганини: он думает о будущем Ахилла.

В январе 1831 года Паганини дает последний концерт в Германии – в Карлсруэ, и в феврале он уже во Франции. Два концерта в Страсбурге вызвали такой восторг, который напомнил итальянский и венский приемы.

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. В октябре 1839 года Паганини последний раз навещает родной город Геную. Он в чрезвычайно нервном состоянии, еле держится на ногах. Последние пять месяцев Паганини не мог выйти из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.

Ни один артист в то время не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хотя гонорары в XIX веке значительно уступали нынешним, музыкант оставил после себя несколько миллионов франков.

scroll