metrika
Великие Люди в Истории

Микеланджело (1475–1564)

Когда говорят, что Микеланджело – гений, то выражают не только суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей XVI века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействующую на человеческую душу, что в романтическую эпоху будет называться «вдохновение».

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело – первый художник-одиночка, ведущий почти непрерывную борьбу с окружающим миром, в котором он ощущает себя чужим и неустроенным.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе в семье градоправителя Кьюзи и Капрезе ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони.

Отец отдал сына в школу Франческе да Урбино во Флоренции. Мальчик должен был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Но учеба не давалась Микеланджело. В конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и отдал его в обучение в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни.

Молодого художника заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство. Уже в 1490 году стали говорить об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти.

В двадцать один год Микеланджело отправляется в Рим, а затем в 1501 году снова возвращается в родной город. Он мечтает о создании самой прекрасной статуи не для папской столицы, а для своей любимой Флоренции. Начиная работу, Микеланджело, после долгих раздумий, остановился на одном из героев библии – юноше Давиде, победителе гиганта Голиафа.

16 мая 1504 года скульптура была установлена на площади Синьории около входа во дворец. День установки Давида стал национальным праздником флорентийцев.

i_064.jpg

В 1505 году папа Юлий II вызывает к себе Микеланджело. Он решил еще при жизни создать себе достойную гробницу. По первому договору с папой Микеланджело исполнил в 1506 году большую статую «Победителя». Вскоре после смерти папы его наследники заключили 6 мая 1513 года новый договор с Микеланджело. Для этого второго проекта Микеланджело исполнил «Моисея» и фигуры двух рабов. Эти статуи известны под названиями «Связанный раб» и «Умирающий раб». Они не вошли в окончательный вариант надгробия. В последнем варианте все его художественное значение определяется фигурой «Моисея».

«Моисей» – одна из самых прославленных статуй Микеланджело. Он работал над ней с 1513 по 1516 год. Грандиозный по своим размерам – 2,55 метра высоты, – «Моисей» вполне закончен автором, отполирован до полного блеска даже мельчайших деталей.

Микеланджело неохотно согласился с данным ему в 1508 году Юлием II поручением расписать свод Сикстинской капеллы в Ватикане.

Создание этой росписи было для художника мучительным и сложным. Микеланджело приходилось самому строить леса, работать лежа на спине. Кондиви рассказывает, что, расписывая Сикстинскую капеллу, «Микеланджело так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел; когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был их держать высоко над головой. Понемногу он опять стал привыкать читать глядя перед собой вниз».

В 1516 году папа Лев X поручает Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо, построенной Брунеллески. Это стало первым архитектурным заказом Микеланджело. Он проводил длительное время в каменоломнях, подбирая мрамор для предстоящих работ, но в 1520 году папа аннулировал договор. После того как папа решил отказаться от строительства нового фасада, Джулио Медичи призвал к себе Микеланджело и попросил его сделать проект капеллы в Сан-Лоренцо, где должны были находиться надгробия семьи Медичи. Микеланджело сделал проект, который понравился кардиналу.

В 1524–1526 годах Микеланджело руководил возведением купола над капеллой, создал фигуры «Дня», «Ночи», модель «Речного божества», надгробную статую Лоренцо Урбинского, «Согнувшегося мальчика», а также «Мадонну с младенцем». Позднее, в 1531 году, скульптор создал статуи «Вечера», «Утра», фигуру Джулиано Медичи.

В 1524 году Микеланджело приступает к строительству библиотеки Лауренцианы.

Падение Флорентийской республики ознаменовало собой самый тревожный период в жизни Микеланджело. Художник навсегда покидает Флоренцию, ставшую столицей герцогства Тосканского, и переселяется в Рим. Спустя год папа Павел III назначает его «живописцем, скульптором и архитектором Ватикана», а в 1536 году Микеланджело приступает к росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. Он создает свое самое знаменитое произведение – картину «Страшный суд», законченную им в 1541 году.

В центре композиции святые окружают молодого и грозного Христа. Они толпятся у его трона, предъявляя доказательства испытанных ими мучений. Они требуют, именно требуют, а не просят, справедливого суда… Повинуясь его жесту, из недр земли встают умершие, чтобы предстать перед судом. С железной неотвратимостью поднимаются они ввысь, часть из них вступает в рай, а часть низвергается в ад…

Окончив «Страшный суд», Микеланджело достиг вершины славы среди современников. Папы и короли сажали его рядом с собой.

С 1542 по 1550 год Микеланджело создает последние свои живописные произведения – две фрески Капеллы Паолина в Ватикане.

В последние годы Микеланджело интенсивно занимается архитектурой. Он занимается проектом церкви Сан-Джованни деи Фьорентини, набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта-Мария Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно-монументальный вид площади Капитолия.

Два последних скульптурных создания Микеланджело – «Пьета» во Флорентийском соборе и «Пьета Ронданини». Над первым произведением скульптор работал с 1550 по 1555 год, над вторым с 1555 года практически до самой смерти 18 февраля 1564 года.

В 1536 году 61-летний Микеланджело познакомился с 47-летней поэтессой Витторией, которая сумела завоевать его глубокую дружбу. Виттория Колонна происходила из старинного и могущественного римского рода. Она глубоко интересовалась наукой, философией, вопросами религии, политики и общественной жизни. Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года. Тело его погребено в церкви Сайта Кроче во Флоренции.

scroll