metrika
Великие Люди в Истории

Мария Каллас (1923–1977)

Мария Каллас еще при жизни стала настоящей легендой. Она умела взглянуть на многие страницы оперных партитур новым свежим взглядом, открыть в них доселе неизведанные красоты.

Мария Каллас (настоящее имя Мария Анна София Цецилия Калогеропулу) родилась 2 (4) декабря 1923 года в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов.

Необыкновенный талант Марии проявился еще в раннем детстве. В 1937 году она поступает в афинскую консерваторию «Этникон Одеон» к известному педагогу Марии Тривелла. Под ее руководством в 1939 году Каллас подготовила и исполнила в студенческом спектакле свою первую оперную партию – роль Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи.

Затем Мария переходит в консерваторию «Одеон Афион», в класс выдающейся колоратурной певицы Эльвиры де Идальго, которая завершила шлифовку голоса Кал лас.

В 1941 году Каллас дебютировала в Афинской опере, исполнив партию Тоски в одноименной опере Пуччини. Здесь она работает до 1945 года.

i_083.jpg

В голосе Каллас заключалась гениальная «неправильность». В среднем регистре у нее слышался особый приглушенный, даже как бы несколько сдавленный тембр. Знатоки вокала считали это недостатком, а слушатели видели в этом особое очарование. Сама певица называла свой голос «драматической колоратурой».

2 августа 1947 года двадцатичетырехлетняя певица выступила на сцене театра «Арена ди Верона», самого большого в мире оперного театра под открытым небом. Летом здесь проводится грандиозный оперный фестиваль, во время которого Каллас исполнила заглавную роль в опере Понкьелли «Джоконда». Спектаклем дирижировал Туллио Серафин, один из лучших дирижеров итальянской оперы. Именно по его рекомендации Каллас приглашают в Венецию. Здесь под его руководством она исполняет заглавные партии в операх «Турандот» Дж. Пуччини и «Тристан и Изольда» Р. Вагнера.

В самом знаменитом театре мира – миланском «Ла Скала» – Каллас появилась в 1951 году, исполнив партию Елены в «Сицилийской вечерне» Дж. Верди.

Великий итальянский режиссер Лукино Висконти услышал Каллас впервые в роли Кундри в вагнеровском «Парсифале». Восхищенный талантом певицы, режиссер захотел с ней поработать. В 1954 году такая возможность представилась: в «Ла Скала» Висконти поставил свой первый оперный спектакль – «Весталку» Спонтини с Марией Каллас в главной роли. За ним последовали новые постановки, в числе которых была «Травиата», ставшая началом всемирной славы Каллас. Восторженные зрители наградили Каллас титулом «La Divina» – Божественная, который сохранился за ней и после смерти.

Быстро осваивая все новые и новые партии, она выступает в Европе и Латинской Америке.

Каллас считается одной из лучших исполнительниц роли Нормы в одноименной опере Беллини. В 1956 году в «Метрополитен-опера» специально подготовили для дебюта Каллас новую постановку «Нормы». Эту партию, наряду с Лючией ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти, критики тех лет причисляют к высшим достижениям артистки.

На протяжении семнадцати лет Каллас пела практически не жалея себя. Она исполнила около сорока партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, она непрерывно записывалась на пластинки, делала специальные концертные записи, выступала на радио и телевидении.

Каллас регулярно выступала в миланском «Ла Скала» (1950–1958, 1960–1962), лондонском театре «Ковент-Гарден» (с 1962-го), Чикагской опере (с 1954-го), нью-йоркской Метрополитен-опера (1956–1958). Зрители шли на ее спектакли не только для того, чтобы услышать великолепное сопрано, но и для того, чтобы увидеть настоящую трагическую актрису. Благодаря ее художественной пытливости ожили на сцене многие забытые образцы музыки XVIII–XIX веков – «Весталка» Спонтини, «Пират» Беллини, «Орфей и Эвридика» Гайдна, «Ифигения в Тавриде» и «Альцеста» Глюка, «Турок в Италии» и «Армида» Россини, «Медея» Керубини.

Из-за чрезмерного напряжения сил, рискованных экспериментов с собственным здоровьем (в 1953 г. она за 3 месяца похудела на 30 кг), а также из-за обстоятельств личной жизни карьера певицы оказалась недолгой. Каллас оставила сцену в 1965 году после неудачного выступления в роли Тоски в Ковент-Гардене.

Имя Марии Каллас тем не менее вновь и вновь появлялось на страницах газет и журналов, часто в связи с ее от ношениями с греческим мультимиллионером Онассисом. Они сходились и расходились, однако их взаимоотношения так и не закончились браком.

Каллас преподает пение в Музыкальной школе имени Джульярда, ставит в Турине оперу Верди «Сицилийская вечерня», снимается в фильме Паоло Пазолини «Медея».

В сентябре 1973 года началась «постлюдия» артистической карьеры Каллас. Десятки концертов в разных городах Европы и Америки снова сопровождались самыми восторженными овациями слушателей.

Последние годы певица жила в Париже. У нее не было детей, она была чрезвычайно одинока и не хотела дожидаться старости. Вероятно, сложное психологическое состояние, в котором она находилась долгое время, и стало одной из причин ее самоубийства 16 сентября 1977 года.

scroll