ЛЕВ АННИНСКИЙ

Иванов-Аннинский Лев Александрович родился 7 апреля 1934 года в Ростове-на-Дону в семье «красного профессора». Окончил филологический факультет МГУ (1956). Работал в журнале «Советский Союз» (1956–1957), в «Литературной газете» (1957–1960), в журнале «Знамя» (1960–1967), в Институте конкретных социологических исследований АН СССР (1968–1972), в журналах: «Дружба народов» (1972–1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990–1992), «Родина» (с 1992), в течение короткого времени был главным редактором журнала «Время и мы» (1998).

Печатается как литературный критик с 1956 года (газета «Московский университет»). После сборника статей «Ядро ореха» выпустил ряд книг о русской литературе XIX и XX веков, литературах народов СССР, театре, кино и художественной фотографии.

Вел ТВ-передачи «Уходящая натура» (1992–1995), «Медные трубы» (с 2005), «Засадный полк» (2008), был автором сценариев и ведущим телефильмов «М. Горький и А. Платонов: приговоренные к счастью», «А. Ахматова и М. Цветаева: „Одну с тобой мы землю топчем…“», «К. Симонов и В. Гроссман: сын и пасынок», «В. Шукшин и Ю. Трифонов: молчаливый диалог», «Г. Владимов и его генералы», вел авторские рубрики «Эхо» в журнале «Дружба народов» (с 1990), «Серебро и чернь» в журнале «Российская провинция», «Лейтмотив» («Концы и начала») в журнале «Родина», «Срез» в газете «Культура», «Заметки нетеатрала» в газете «Версты» (с 1999). Печатается в изданиях самой различной политической ориентации — от «Московских новостей» до «Правды» и «Завтра». «Моя мечта, — говорит Аннинский, — напечататься одновременно в газете „Завтра“ и в газете „Сегодня“; если в один день удастся, я буду просто счастлив!» («Новое книжное обозрение», 1995, № 5). Среди изданий, с которыми также сотрудничал Аннинский, — газеты «Труд», «Независимая газета», «Крестьянские ведомости», еженедельники «Русская мысль», «Вестник еврейской советской культуры», «Книжное обозрение», «Общая газета», «Литературная Россия», «Собеседник», «Экран и сцена», журналы «Литературная учеба», «Литературное обозрение», «Новый мир», «Знамя», «Искусство кино», «Воскресенье литературное», «Лепта», «Время и мы», «Свободная мысль», «Иностранная литература», «Таллин», «Этика успеха», «Стрелец», «Континент», «Диалог», «Русская словесность», «Наша улица», «Сеанс». Литераторы и читатели с советским опытом по-прежнему высоко ценят этого автора, хотя, по мнению младших современников, «Аннинский — самый знаменитый литературный критик 60—80-х — сегодня перестал быть актуален, отчасти и потому, что перестал быть актуален и сам литературный процесс» («Коммерсантъ-Daily», 21.10.1997).

Член СП СССР (1965), Союза кинематографистов СССР (1970), Русского ПЕН-центра (1995), Академии российской словесности (1996), Академии русской современной словесности (1997), Национальной академии кинематографии, редколлегий и редсоветов журналов «Родина», «Время и мы», «Воскресенье литературное», «Коростель» (с 2006), «Тула» (с 2007), ежемесячника «Совершенно секретно». Постоянный член жюри премии «Ясная Поляна» (с 2003). Был председателем жюри (1994), затем членом комитета Букеровской премии в России (до 1999), членом Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (1997–2004), жюри премий имени А. Блока, имени Аполлона Григорьева (2002), имени В. Астафьева (2005), имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…» (2005), «Эврика» (2005–2006), международной премии имени Юрия Долгорукого (2007).

Награжден орденом «Знак Почета» (1990). Отмечен премиями Союза кинематографистов СССР (1980), еженедельника «Литературная России» (1984, 1999), журналов «Октябрь» (1983), «Литературное обозрение» (1988, 1989), «Огонек» (1995), «Стрелец» (1996; 1998), телевизионной премией «ТЭФИ» (1996), Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения» Академии российской словесности (1999), премиями «России верные сыны» имени Александра Невского (2006), им. В. Лакшина журнала «Юность» (2007), «Венец» (2008).

Книги Л. Аннинского

1965 — Ядро ореха: Сб. критических статей. М.: Сов. писатель. 1971 — «Как закалялась сталь» Николая Островского. М.: Худож. лит. (Переиздано в 1987 и 1988 гг.) 1977 — Зеркало экрана. Минск: Вышэйшая школа.

Тридцатые-семидесятые: Лит. — критические статьи. М.: Современник.

1980 — Лев Толстой и кинематограф. М.: Искусство. (Переиздано — под названием «Охота на Льва» — в 2000 г.)

1982 — Контакты: Лит. — критические статьи. М.: Сов. писатель. Михаил Луконин. М.: Современник. Лесковское ожерелье. М.: Книга. (Переиздано в 1986 г.)

1984 — Очерки литовской фотографии. Вильнюс.

1986 — Николай Губенко. М.: Киноцентр.

1988 — Три еретика: Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове / Предисл. С. Чупринина. М.: Книга.

1989 — Билет в рай: Размышления у театральных подъездов. М.: Искусство.

Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М.: Сов. писатель.

1990 — Отлетающий занавес: Лит. — критические статьи. Тбилиси: Мерани.

1991 — Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей. М.: Киноцентр.

1997 — Серебро и чернь: Русское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М.: Книжный сад.

1999 — Барды. М.: Согласие.

2001 — Крепости и плацдармы Георгия Владимова. М.: Изд-во Моск. ун-та.

2004 — Век мой, зверь мой… Русское, советское, всемирное свидетельство стиха. Иркутск: Издатель Сапронов. Русский человек на любовном свидании. М.: Согласие. Красный век. Серебро и чернь. Медные трубы. М.: Молодая гвардия.

2005 — Какая Россия мне нужна. М.: Алгоритм; ЭКСМО.

Жизнь Иванова. М.: Вагриус.

2006 — Поздние слезы. М.: Эйзенштейн-центр.

2008 — Родная нетовщина. Из 1990-х в 2000-е: Статьи. Эссе. М.: Хроникер.

scroll