metrika
Великие Люди в Истории

Леонардо да Винчи (1452–1519)

Леонардо да Винчи – идеал ренессансного «универсального человека». Он один из величайших представителей итальянского искусства эпохи Возрождения, живописец, скульптор, музыкант, поэт, архитектор и ученый.

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманистический идеал женской красоты особенно ярко воплощен в знаменитом портрете Моны Лизы.

Деятельность Леонардо да Винчи как ученого и инженера отмечена многочисленными открытиями, проектами, экспериментальными исследованиями в области математики, естественных наук, механики. Великий итальянец обладал поразительным техническим предвидением. Его проекты, которые не могли быть реализованы из-за отсутствия соответствующей технологической базы, намного опередили свое время.

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Он был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи.

В 1466 году Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и скульптору Андреа Вероккьо. В эти годы вырабатывается творческий метод будущего мастера, основанный на внимательном изучении природы, смелом эксперименте и серьезных познаниях в области точных наук. Живопись Леонардо называл «наукою и законной дочерью природы…», всем наукам предпочитая математику.

В 1472 году Леонардо окончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских художников. Его интересы уже тогда не ограничивались живописью. По словам Вазари, «он был первым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию».

i_063.jpg

Одна из первых самостоятельных работ молодого художника – «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (около 1478). Летом 1481 года художник получает заказ на алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато.

Когда ему было 30 лет, его отправили к герцогу Милана в качестве музыканта. К тому времени Леонардо был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физической силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании.

Герцог быстро разобрался в талантах Леонардо и дал ему задание исполнить конный памятник основателю династии Сфорца. Однако, несмотря на двенадцать лет, затраченных Леонардо на разработку проекта, эта монументальная бронзовая статуя так и не была отлита.

Семнадцать лет, проведенных в Милане (1482–1499), – период высшего расцвета гения Леонардо. На службе у миланского герцога Лодовико Моро он числился как «Леонардо из Флоренции – инженер и художник».

Начало его деятельности в Милане было явно удачным. По контракту от 25 апреля 1483 года ему вместе с братьями Амброджо де Предис доверили исполнение роскошной иконы, предназначенной для алтаря капеллы Непорочного Зачатия церкви Сан-Франческо Гранде.

Затем Леонардо работает больше как инженер. Герцог поручил ему наблюдение за реконструкцией системы водопровода и канализации.

Тогда же Леонардо увлекся анатомией. Он познакомился с известным ученым-анатомом Марко Антонио делла Торре и сделал несколько иллюстрации к его анатомическому атласу. Его карандашные рисунки потрясают точностью передачи мельчайших деталей человеческого тела.

В 1485 году художник завершает картину «Мадонна Литта», создав один из наиболее поэтических образов ренессансного искусства. Между 1483–1494 годами Леонардо написал одну из своих наиболее прославленных картин «Мадонну в гроте».

В 1496 году Леонардо начинает работу над своим наиболее крупным произведением – фреской «Тайная вечеря» в монастыре Сайта Мария делле Грацие. Тема «Тайной вечери» ярка, открыта и отличается простотой. Так и восприняли фреску ее первые зрители.

В начале 1500 года Леонардо покинул Милан и возвратился во Флоренцию. Здесь он продолжает свои научные занятия, живописью же занимается мало. Единственно, что мастер написал в эти первые годы после своего возвращения во Флоренцию, были ныне утраченные Мадонна и картон св. Анны.

Не имея крупных заказов во Флоренции, Леонардо был принужден поступить на службу к Чезаре Борджа. Но жизнь у Борджа, использовавшего Леонардо лишь как военного инженера, не удовлетворяла мастера, искавшего более широкое поле деятельности. Поэтому 5 марта 1503 года он возвращается во Флоренцию.

Первой крупной художественной работой Леонардо во Флоренции была роспись в зале Большого Совета в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентийцев над ломбардскими войсками.

Это произведение Леонардо стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В полной драматизма и динамики композиции, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны.

Около 1503 года Леонардо выполнил портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо.

Весной 1506 года Леонардо уезжает в Милан, где с небольшими перерывами остается до 1513 года. Он по-прежнему интересуется научными проблемами, совмещая занятия наукой с деятельностью художника. В 1508–1512 годах Леонардо работал над памятником маршалу Тривульцио.

Во время пребывания во Флоренции в 1510 году мастер пишет «Святую Анну с Марией и младенцем Христом».

В 1513 году Леонардо вызвал в Рим его покровитель Джулио Медичи, и он оставался там до 1517 года. После этого художник отправился во Францию по приглашению короля Франциска I. Там он жил в королевском замке в Югу, неподалеку от города Амбуаза.

В это время Леонардо особое внимание уделял механике и рисунку. Именно в Югу он составил основу своего «Трактата о живописи», оказавшего огромное влияние на теорию искусства.

Важнейшим источником для изучения воззрений да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке.

Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в Югу и был похоронен в замке Амбуаз.

scroll