metrika
Великие Люди в Истории

Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938)

Гениальный актер Станиславский был и гениальным режиссером-новатором, определившим своим постановочным искусством генеральную линию режиссерской эстетики XX века. Константин Сергеевич разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ – «систему Станиславского».

Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра, отмеченного единством художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля, целостностью актерского ансамбля, психологической обусловленностью мизансцен.

Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) родился в Москве 5 января (старого стиля) 1863 года в многодетной (всего у него было девять братьев и сестер) семье фабриканта и промышленника Сергея Владимировича Алексеева.

Гимназию Костя не любил, его угнетала система так называемого классического образования, с обязательным изучением латыни и греческого, что требовало бесконечной зубрежки. В 1880 году он ушел из гимназии, так и не закончив курса.

Много лет проработал Константин на золотоканительной фабрике отца, став опытным специалистом-инженером, а позднее и одним из директоров. Для изучения усовершенствованных машин он не раз ездил во Францию и добился их внедрения на своей фабрике.

i_073.jpg

Однако настоящим призванием Станиславского оказался театр. В 1888 году он становится одним из руководителей Московского общества искусства и литературы. Именно оно и стало основой будущего Художественного театра. Решение о его организации было принято Станиславским в 1897 году после встречи с писателем и критиком В. Немировичем-Данченко. Во время продолжительной беседы они наметили концепцию театра совершенно нового типа.

На следующий год постановкой трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович» в Москве открылся Художественный театр. В самом начале спектакли шли в небольшом зале особняка Станиславского в Леонтьевском переулке, но вскоре театр переехал в специально построенное здание поблизости от Тверской.

Станиславский много играл в театре: земский врач Астров в «Дяде Ване», полковник Вершинин в «Трех сестрах», Сатин в пьесе «На дне», князь Иван Шуйский в «Царе Федоре Иоанновиче», барин Ракитин в «Месяце в деревне», аристократ Абрезков в «Живом трупе».

В первое десятилетие Художественного театра было немало постановок, осуществленных Станиславским совместно с Немировичем-Данченко. На сцене шли пьесы Чехова и Горького, в которых писатели изображали реальную жизнь. Перед зрителями разворачивались хорошо знакомые события повседневной действительности, не было сложных декораций, язык пьес был максимально приближен к современному. Впервые в театре из «разводящего» по сцене режиссер был превращен в идейного руководителя и истолкователя художественного произведения. Новая методика работы способствовала созданию коллектива– ансамбля актеров-единомышленников.

Впоследствии, рассказывая о программе Художественного театра, Станиславский называл ее подлинно революционной: «Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».

В канун революции 1905 года Станиславский оказался на идейно-творческом перепутье. Было решено отправиться на гастроли за границу. Они сыграли огромную роль в развитии мирового сценического искусства. Запад впервые познакомился с русским театром, спектакли которого превратились в неслыханный триумф мхатовской театральной системы.

В 1910 году, оторванный от своего театра длительной болезнью, Станиславский углубляется в изучение «жизни человеческого духа» актера на сцене. В 1911 году он читает первоначальные наброски системы Максиму Горькому, и получает одобрение писателя-друга.

Станиславский считал, что актер должен «сделать чувства, мысли героя своими собственными, жить жизнью персонажа как своей». Играя в спектакле, артист должен воссоздать перед зрителем процесс рождения образа.

Подобная методика позволила Станиславскому по-новому прочитать многие традиционные образы. Так, поставленная им комедия Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» из развлекательной пьесы превратилась в трагедию человека, не понятого окружающими.

Свои идеи Станиславский обкатывает в так называемой Первой студии, созданной в 1912 году. Спектакли студии «Гибель «Надежды» Гейермакса и «Сверчок на печи» по рассказу Чарлза Диккенса имели выдающийся успех. По признанию самого Станиславского, они обнаружили в молодых исполнителях «дотоле неведомую нам простоту и углубленность передачи» и наглядно доказали плодотворность применения принципов его системы.

И сам Художественный театр стал своеобразной экспериментальной театральной площадкой.

В 1918 году Станиславский возглавил оперную студию при Большом театре. Позже на ее основе был создан музыкальный театр, который сейчас носит его имя.

В 1922 году Художественный театр во главе со Станиславским уезжает за границу, где проводит два года (1922–1924). Четырехлетие 1924–1928 годов можно смело назвать периодом нового расцвета режиссерской деятельности Станиславского. В эти годы им созданы такие блестящие спектакли, как «Горячее сердце» (1926), «Дни Турбиных» (тогда же), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927) и сыгранный в дни десятилетия Октября «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова. Старый мастер показал себя не только блистательным постановщиком, но и артистом-гражданином, идущим «в ногу с тревожным веком».

Однако напряженная работа подорвала здоровье режиссера. 19 октября 1928 года во время исполнения роли Никиты Вершинина в пьесе «Бронепоезд 14–69» у Станиславского случился тяжелый сердечный приступ, после которого врачи запретили ему выходить на сцену.

Однако Станиславский не прекратил режиссерскую и преподавательскую деятельность. Он организовал студию начинающих актеров, в которой занялся совершенствованием своей системы.

Вокруг Художественного театра образовалось несколько студий, из которых впоследствии выросли будущие театры имени Моссовета и имени Е. Вахтангова.

Умер Станиславский 7 августа 1938 года.

scroll