metrika
Великие Люди в Истории

Коко Шанель (1883–1971)

«Мода – это нечто, что существует не только в одежде, – говорила Шанель. – Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас».

Шанель навсегда останется в истории моды не только потому, что она стала первой женщиной-дизайнером, потеснившей мужчин на Олимпе моды, но и потому, что именно ее модели определили лицо XX века.

Габриель Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомюре. Только через год ее родители– бродячий торговец Альбер Шанель и девица Жанна Деволь сочетались законным браком.

В восемнадцать лет Габриэль перебирается в поселок Варенн-сюр-Алье и вместе с сестрой матери Андриенной (ровестницей Шанель) поступает в качестве служащей в семейство, державшее магазин «У Святой Марии. Приданое и товары для новорожденных». Девушки великолепно шили. Скоро у них появились свои клиенты и в 1903 году Габриэль с Андриенной сняли на улице Пон-Генге дешевую комнату, где стали принимать заказы дам на обновление гардероба.

В 1905 году она дебютировала в кафе «Ротонда» в качестве певицы. Новая актриса знала всего две фривольные песенки: «Кукареку» и «Тот, кто видел Ко ко у Трокадеро». Там к ней и прилепилось прозвище Ко ко. Тогда же Шанель познакомилась с офицером Этьеном Бальсаном, который увез ее в свое поместье в Руайо недалеко от Парижа.

i_078.jpg

В 1908 году в Руайо появился молодой английский аристократ Артур Кейпел. Он предложил Габриэль заняться производством шляпок. В 1910 году Шанель открывает в Париже собственный магазин по продаже дамских шляпок. Она руководствуется принципом: «Чем меньше излишеств, тем лучше». И вместо вычурных конструкций на голове появляются изящные небольшие изделия. Фрукты, цветы, перья заменяются изящными небольшими лентами, маленьким букетиком и даже просто декоративной заколкой. Очень скоро Шанель пришла к выводу, что драгоценности на шляпе могут быть и искусственными. Главное, чтобы женщина в ней выглядела эффектно.

Уже в 1914 году Шанель открывает еще один магазин на улице Кампон. Он гораздо просторнее первого, и теперь она думает заняться шитьем одежды. Причем сама Коко шить не умела и впоследствии так этому и не научилась. Зато она прекрасно кроила, а затем скалывала свои модели булавками.

Артур Кейпел становится новым любовником Ко ко. Наследник угольных шахт, по словам самой Шанель, был любовью всей ее жизни. К несчастью, он погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе.

Летом 1913 года Ко ко открыла бутик в Девиле, в 1915 году в Биаррице. Габриэль быстро превратилась в деловую женщину.

Свою концепцию одежды Шанель начала разрабатывать в то время, когда женщины еще носили корсеты и длинные юбки. Шили же одежду из тяжелых шерстяных тканей, плохо пропускавших воздух. Конечно, такая одежда сковывала фигуру, не позволяла быстро двигаться, заниматься спортом, ездить в автомобилях, которые тогда только начали входить в моду, или кататься по-мужски в седле. Шанель впервые стала шить легкую, удобную одежду свободного покроя. Она говорила о своих моделях, что в них не просто удобно – в них легко впрыгнуть.

Еще в 1914 году она показала платье-рубашку с низкой линией талии. В 1916 году начала выпускать одежду из джерси, дешевого материала, использовавшегося раньше только для нижнего белья. Он был тонким, теплым и позволял женщине свободно двигаться.

В 1918 году она стала производить трикотажные двойки – джемпер и кардиган – сшитый по косой пиджак без фиксированных плеч.

В 1920 году Коко ввела в моду широкие брюки, вдохновившись матросскими клешами. Через два года они вошли в моду как элемент курортных костюмов-пижам. Ее туники из джерси, фланелевые блейзеры и прямые юбки стали необыкновенно популярны на пляжных аллеях.

Она ввела карманы и придумала маленькое черное платье, которое годилось на все случаи жизни. Все зависело от дополнений. И Шанель придумывает яркие блестящие искусственные драгоценности. Она совершает то, о чем даже не мечтали женщины, – разрабатывает приталенные брюки. Она ввела в женский гардероб английские мужские свитера, предложив носить их с простой прямой юбкой, как носят до сих пор.

В 1922 году Шанель создает свои собственные духи и называет их своей счастливой цифрой – «Шанель № 5». Она разрушает устойчивую традицию, когда духи имели четко выраженный аромат, чаще всего цветочный. Коко создает свои духи на основе восьмидесяти компонентов.

Она считала своими друзьями Пикассо и Дягилев, создала костюмы для постановок Ко кто «Антигона» и «Орфей».

Изделия Шанель становятся известны во всем мире. В 1931 году ее специально пригласили в Голливуд, чтобы она придумала одежду для американской кинозвезды Глории Свенсон.

На исходе 30-х годов слава Коко Шанель достигла своего апогея. Шанель имела великолепный салон и прекрасно обставленную квартиру в отеле «Риц», где собрала коллекцию мебели времен Людовика XIV. В 1939 году она закрыла свой дом моды.

После Второй мировой войны Шанель уехала в Швейцарию. Там она начала производство духов. И здесь она тоже стала новатором – придумала простую форму флакона из прозрачного стекла.

В 1953 году Шанель решила вернуться в большую моду, хотя ей исполнился уже 71 год. Теперь Шанель решила шить одежду для всех, причем по качеству она не должна была ничем отличаться от высокой моды. Так, Шанель производит тысячи копий дешевой, но великолепно скроенной одежды. Первый показ ее моделей в 1954 году закончился провалом – французские и английские журналисты назвали коллекцию «меланхолической ретроспективой» и «фиаско». Но она не отступила и начала работать над второй коллекцией. Ее показ принес Шанель долгожданный успех. Основными покупателями ее моделей теперь стали американки. Подчеркнуто практичная одежда пришлась им по вкусу, и они помогли фирме Шанель вернуть былую славу.

Личная жизнь прославленного модельера так и не сложилась, и 10 января 1971 года Шанель умерла одинокой и бездетной.

scroll