metrika
Великие Люди в Истории

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Иоганн Себастьян Бах – крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Он прославился как композитор и как музыкант-органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Непревзойденный мастер полифонии, он обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму, создав бессмертные шедевры, стоящие над временем.

Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, клавира. Известно больше пятисот его сочинений.

Иоганн Себастьян Бах родился в марте 1685 года в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта.

В пятнадцать лет Иоганн решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. Окончив гимназию в 1703 году, он получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же – неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов.

Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы.

В то же время Бах был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине: в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным.

Наибольшие триумфы как органист-импровизатор Бах пережил в 1731 и 1736 годах в Дрездене, в 1732-м в Касселе и в 1747 году в Берлине при посещении Фридриха II.

i_067.jpg

Музыка Баха требовала максимального использования всех пальцев обеих рук. Новые условия потребовали сменить старую «трехпальцевую» аппликатуру. Великий музыкант разрабатывает новые принципы смены и подкладывания пальцев.

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине.

Бах все свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кетене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции. Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия.

В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор.

Месса и «Страсти» Баха – это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Несколько позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер.

Он был не только творцом и исполнителем, но и замечательным педагогом, воспитавшим славную плеяду учеников.

Композитор был дважды женат. В 1707 году его избранницей стала кузина Мария Барбара Бах. В 1720 году она умирает, оставив четырех малолетних детей. Через год Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. Она отличалась большой музыкальностью, обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. От обоих браков Бах имел более двадцати детей, считая умерших во младенчестве. Но только девять из них пережили отца.

Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан – оказались талантливыми музыкантами. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

В конце сороковых годов здоровье композитора ухудшилось, резко упало зрение. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. За несколько дней до смерти Бах неожиданно прозрел, но вскоре с ним случился удар, от которого он скончался 28 июля 1750 года.

scroll