metrika
Великие Люди в Истории

Иисус Христос (Начало нашей эры)

Иисус Христос с точки зрения исторической науки – явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины первого столетия нашей эры, с деятельностью учеников которого связано начало христианства – самой распространенной религии.

Согласно традиционному христианскому вероучению Христос – Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к Колоссянам). Для ислама Иисус Христос – один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду.

В христианский канон вошло четыре Евангелия (от греческого – «Благовестия»), возникших через несколько десятилетий после смерти Христа. Наряду с этими существовали и другие аналогичные повествования, ныне утраченные. На основании евангельских рассказов можно представить такую историю жизни Иисуса Христа.

Его рождение предсказал архангел Гавриил. Он явился Деве Марии в палестинском городе Назарет. Гавриил возвестил, что у нее должен родиться Сын, который будет чудесно зачат при посредстве Духа Святого.

Римские власти вели перепись населения, по правилам которой каждый должен был быть записан по месту исконного проживания своего рода. Поэтому Мария, ожидавшая ребенка, отправилась в Вифлеем. Здесь и родился Иисус Христос. Произошло это в хлеву, из-за отсутствия мест в гостинице. Вероятный срок рождения 749–750 год от основания Рима или 4–5 год нашей эры.

Царь Ирод Великий узнал о таинственных пророчествах. Он приказал уничтожить всех родившихся в Вифлееме младенцев. Так он пытался избежать угрозы своей власти. Мария, спасая младенца, бежала с ним в Египет, где дожидалась смерти Ирода.

В Назарете Иисус осваивает профессию плотника. Во время семейного паломничества в Иерусалим Христос исчез. Позднее его нашли в Иерусалимском храме «посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их», так что эти рабби «дивились разуму и ответам Его» (Евангелие от Луки, 2-47). Но Иисус остается послушным Марии и Иосифу.

i_004.jpg

Наконец, Иисус отправляется к Иоанну Крестителю и принимает от него крещение. Затем уходит в пустыню на 40 дней. В полном уединении и воздержании от пищи он вступает в духовный поединок с дьяволом. Иисусу в это время исполнилось примерно тридцать лет. Правда, в Евангелии от Иоанна (8-67) приводится гораздо более поздний возраст: «Тебе нет еще пятидесяти лет».

В своей проповеди Христос призывает первых учеников из среды рыбаков Тивериадского озера. С ними он ходит по Палестине, проповедуя и творя чудеса. Проповедь Иисуса Христа приветствует самоотверженную готовность к отказу от выгод и социальных преимуществ. Сам Иисус Христос своей жизнью странствующего проповедника, «не имеющего, где приклонить главу» подает пример такой жизни. Очень важный мотив проповеди – обязанность любви к врагам и гонителям.

Центральной идеей этих пророчеств было провозглашение царства Божьего. Христос убежденно верил в чудо, как верили и в его непосредственном окружении, и считал, что благодаря этой вере обнаруживает свою силу, будучи, по его убеждению, «избранником Божьим».

Христос избрал себе двенадцать учеников, которых назвал апостолами, дал им силу «над всеми бесами» и научил «врачевать от болезней». Затем он послал их проповедовать царство божие. Иисус предсказал, что апостолов будут преследовать, но они должны собрать все свое мужество, ибо каждый упавший с их головы волос зачтется им на небесах. В евангелиях обычно называются имена следующих двенадцати апостолов: Симон (Петр), Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Кананит и Иуда Искариот. Затем Иисус выбрал себе еще семьдесят учеников и разослал их в разные страны, поручив им проповедь христианства и наделив даром исцеления больных.

После отбора апостолов Иисус обратился к собравшимся с проповедью. В Евангелии от Матфея говорится, что проповедь прозвучала на горе, в Евангелии от Луки – что Иисус говорил «на ровном месте» около горы (6,17–49). Евангелисты излагают проповедь как кодекс христианства, законы царства божьего по Новому завету.

Иисус провозглашает свои законы в рамках восьми заповедей блаженства. Он учит, что заповеди Ветхого завета исполнены, пришло время царства небесного, где нет страданий и нищеты, где царят мир, радость и блаженство. Он обещает небесное царство «нищим духом», блаженны будут и те, кого Иисус называет плачущими, ибо они утешатся, а их плач превратится в смех. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю и будут править в мире, как было обещано в Ветхом завете. Для вступления в царство небесное необходимо быть справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. И, наконец, Иисус провозглашает блаженство тех, кто был гоним за правду, как пророки.

Перед иудейской Пасхой Иисус Христос приближается к Иерусалиму. Он торжественно въезжает в город на ослице. Некоторые из сопровождавших снимали свои одежды и расстилали их перед Иисусом, другие устилали путь мессии пальмовыми ветвями. Они славили Иисуса и приветствовали его как сына Давидова: «И когда вошел он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто сей?» (Евангелие от Марка 21, 1-11).

Как только Иисус оказался в Иерусалиме, он сразу направился в храм. Он выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продавцов голубей, запретил проносить через храм какие-либо вещи. При этом он ссылался на сказанное в Писании: «Мой дом домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Когда книжники и первосвященники узнали о случившемся, то стали думать, как бы им избавиться от Иисуса. Иудейские старейшины, составляющие особое религиозно-административное и судебное учреждение – синедрион – решают предать Иисуса Христа своему суду, чтобы затем выдать на казнь римским властям.

Все это, по свидетельству евангелистов, было заранее известно Иисусу. Ведь он сообщил ученикам, что через два дня, во время празднования Пасхи, будет распят врагами.

Иисус Христос в кругу двенадцати апостолов тайно совершает пасхальную трапезу (так называемую Тайную вечерю). Во время вечери Иисус, «зная, что пришел час его перейти от мира сего к отцу, явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Он по очереди омыл ноги учеников и вытер их, тем самым показывая пример смирения. Также Иисус сообщил своим ученикам, что один из них предаст его. Ученики вопросительно смотрели друг на друга. Один из них, любимец Иисуса, по наущению Петра спросил: «Господи! кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам». Он обмакнул кусок хлеба и подал его Иуде Искариоту, сказав: «Что делаешь, делай скорее». Никто не понял его, а Иуда под покровом ночи скрылся из дома, чтобы совершить свое предательство (Евангелие от Иоанна 13, 21–30).

После ухода Иуды Иисус взял хлеб, благословил его, преломил и раздал ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть тело мое». Потом он взял чашу, также благословил ее и подал ученикам: «Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26, 26–28).

Ночь Иисус Христос проводит в Гефсиманском саду к востоку от Иерусалима. Посреди ночи вместе с Иудой приходят вооруженные пособники иудейских старейшин. Иисуса отводят на суд синедриона, где он подтверждает свое мессианское достоинство, за что ему выносят предварительный смертный приговор, который затем утверждает и римский прокуратор Понтий Пилат. Иисуса Христа ждет участь бесправных – бичевание и затем распятие на кресте.

О годе смерти Иисуса самые древние предания сообщают туманные и противоречивые сведения. Первые христиане Анатолии считали, что распятие имело место в 45 году нашей эры, при императоре Клавдии, когда Иисусу было 49 лет, а не 33, как официально принято считать. Есть версия, что Иисус Назарянин был распят 7 апреля 30 года нашей эры и на тот момент ему было 36 или 37 лет.

Согласно евангелистам, вся история рождения, жизни и смерти Иисуса – сбывшиеся пророчества Ветхого завета. Мессия принес себя в жертву, как пасхального агнца, чтобы спасти погрязшее в грехе человечество и тем самым восстановить нарушенный завет между Богом и людьми.

Согласно верованиям христиан, смерть Иисуса является не печальным концом неудавшейся жизни, а искуплением за грехи. Она знаменует собой начало новой жизни, спасения. Все евангелисты подробно рассказывают эпизод с воскресением Христа, но в евангелиях, как обычно, наблюдаются разночтения.

Во всех четырех Евангелиях повествование начинается с сообщения о том, как после праздника Пасхи женщины отправились к гробу Иисуса. Цель их прихода евангелисты толкуют по-разному: Матфей и Иоанн считают, что они пришли поклониться гробу, а Марк и Лука – что женщины собирались умастить тело умершего благовониями (Евангелие от Матфея 28-1; Марка 16-1; Луки 24-1; Иоанна 20-1).

В Евангелии от Марка рассказывается следующее: когда женщины подошли к пещере, то с удивлением увидели, что камень отодвинут и вход открыт. Вместо тела Иисуса там находился юноша, облаченный в белые одежды, который сказал: «Иисуса ищете… распятого; он воскрес, его здесь нет». Затем ангел (а это был он) велел передать ученикам Христа, что тот будет ждать их в Галилее, но женщины испугались, бросились бежать прочь и никому не сказали о случившемся (Евангелие от Марка 16, 1–8).

Матфей повествует о том, что когда женщины подошли к гробу, то началось великое землетрясение, так как с небес спустился ангел Господень, который отвалил камень от гробницы. «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые». Ангел обратился к женщинам и приказал им нести весть о воскресении Иисуса его ученикам (Евангелие от Матфея 28, 1-10).

Лука упоминает, что женщины встретили у гроба двух мужей «в одеждах блистающих». Они напомнили женщинам слова Иисуса о воскресении, а женщины «возвестили все это одиннадцати и всем прочим» (Луки 24, 1-12).

В евангелиях рассказывается о восьми явлениях Иисуса в период от воскресения до вознесения. Евангелисты передают эти эпизоды по-разному. Они пишут, что Иисус показался женщинам, идущим от его гроба, Марии Магдалине, которая приняла его за садовника, апостолам на пути в Эммаус, Петру, всем ученикам (за исключением Фомы), всем ученикам в доме, всем ученикам в момент вознесения, пяти апостолам и двум ученикам возле моря Тивериадского (Генисаретского озера).

Сообщения о явлениях Иисуса призваны не только укрепить веру в воскресение, но и подчеркнуть миссию раннего христианства, начавшего организацию церкви.

Сорок дней после воскресения Иисус находился на земле. На сороковой день появился в Иерусалиме перед апостолами. Иисус призвал их проповедовать евангелие, приказал быть вместе в Иерусалиме и пообещал в скором времени крещение духом святым. Потом он на глазах учеников вознесся на небо, «и облако взяло его из вида их» (Деян. 1, 4–9).

scroll