БОРИС АКУНИН

Чхартишвили Григорий Шалвович родился 20 мая 1956 года в г. Зестафони Грузинской ССР в семье служащих. С 1958 года живет в Москве. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ (1979). Работал в издательстве «Русский язык» (1979–1986), затем перешел на работу в журнал «Иностранная литература», где заведовал отделом публицистики, был (до 2000) заместителем главного редактора. С 1998 одновременно состоял в должности председателя правления мега-проекта «Пушкинская библиотека» фонда Дж. Сороса (Институт «Открытое общество»).

Дебютировал как переводчик и литературный критик в 1980 году. Стал известен переводами с японского (Ю. Мисима, К. Маруяма, Я. Иноуэ и др.) и английского (М. Брэдбери, П. Устинов и др.) языков. Составил вышедшие в Москве сборники произведений Ю. Мисимы (1989, 1994–1995) и антологию «Японский театр» (1997). За литературно-критические и эссеистские публикации награжден премиями журналов «Литературное обозрение» (1990), «Знамя» (1996), его вклад в развитие российско-японских культурных связей отмечен Почетной грамотой МИД Японии (2005), а переводы из Ю. Мисима — японской премией «Нома» (2007). Неожиданно для коллег выпустил объемистый труд о русских и зарубежных писателях, чья жизнь завершилась суицидом: «Писатель и самоубийство» (М.: НЛО, 1999). Но еще большей неожиданностью явился тот факт, что его же перу принадлежат историко-криминальные романы о похождениях сыщика Эраста Фандорина, под псевдонимом «Б. Акунин» выпускаемые с 1998 года небольшим, но очень амбициозным издательством «Захаров».

Самооценка: «Впрочем, я не писатель, а беллетрист. То есть выплескиваю на бумагу не свою душу, а всего лишь чернила и при этом существую не в режиме монолога, а все время помню о читателе, веду с ним диалог. Мне с моим читателем интересно. Мой читатель — не ребенок, которому нужно на ночь рассказывать одну и ту же сказку. Бесконечный однообразный сериал — это скучно и ему, и мне: уходит энергия, драйв. Я вообще начал писать отчасти оттого, что моя жена и ее высокообразованные подружки любят детективы, а когда едут в метро — держать в руках глянцевые обложки с обнаженными блондинками и окровавленными кинжалами стесняются и заворачивают в газетку. Хотел написать такие детективы, которые можно в газетку не заворачивать».

По оценкам критики, подогретым искусной авторской мистификацией и эффективным издательским PR, фандоринский цикл явился первым в России успешным опытом создания развлекательного чтива для интеллигентной публики. Это отразилось в присуждении писателю Антибукеровской премии «Братья Карамазовы» (2000) и в отзывах некоторых критиков. Например, с точки зрения Н. Александрова, «очевидно, что акунинский исторический детектив стал открытием: и в отношении письма, тонкой стилизации — отстраненно-ироничной, на грани пародии, все время осознающей свою стилизационность — и в отношении использования „исторического материала“, и в отношении героя, с его фантастически богатой возможностями родословной, не говоря уже о том, что в мастерстве сюжетостроения Акунину просто нет равных» («Старое литературное обозрение», 2001, № 2). «Сейчас он, — суховато констатирует Р. Арбитман, — безусловно лучший из стабильно работающих российских детективщиков. Но это, как говорил классик, есть „похвала небольшая“: на фоне Марининой-Дашковой-Устиновой легко быть лучшим…» («Русский журнал», 3.07.2003). Романы об Э. Фандорине объединены Собранием сочинений в 9 томах (М.: Захаров, 2001) и принесли автору приз XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки в номинации «Бестселлер» (2001).

Успех сопутствует и другим проектам Б. Акунина. В одном из них, осуществляемом издательством «АСТ», расследованием преступлений занята монашка Пелагия, в другом, реализацией которого занято издательство «ОЛМА-Пресс», — наш современник — потомок Эраста Фандорина. Под тем же псевдонимом, ставшим уже литературным именем, опубликованы криминально-пародийное продолжение пьес А. П. Чехова «Чайка» («Новый мир», 2000, № 4; отдельное издание — М.: ОЛМА-Пресс, 2001) и В. Шекспира «Гамлет» (оба сиквела объединены в сборнике «Трагедия. Комедия» (М.: ОЛМА-Пресс, 2002) и книга пародийной прозы «Сказки для идиотов» (М.: GIF, 2000). Б. Акунин ведет книжную серию «Лекарство от скуки» в издательстве «Иностранка» (с 2001).

Общий тираж книг Акунина в России к осени 2005 года перевалил за 11 миллионов экземпляров. Его произведения переведены на английский, венгерский, итальянский, испанский, немецкий, норвежский, польский, турецкий, украинский, финский, французский, шведский, японский и другие языки. Пьесы и инсценировки его романов шли на сценах московских театров «Школа современной пьесы», Театра под руководством Александра Филиппенко, Российского академического молодежного театра и других. По произведениям Б. Акунина поставлены телефильм «Азазель» (режиссер А. Адабашьян), кинофильмы «Турецкий гамбит» (2005; режиссер Д. Файзиев), «Статский советник» (2005; режиссер Ф. Янковский). По оценке журнала «Русский Форбс», литературная деятельность принесла Акунину с июля 2004 по июль 2005 года около 2 миллионов долларов, с июля 2005 по июль 2006 года — 1 миллион 200 тысяч долларов, с июля 2006 по июль 2007 года — 1 миллион 700 тысяч долларов, позволив занять ему соответственно 19-е, 48—49-е и 32—33-е места в рейтинге наиболее богатых представителей российской культуры и шоу-бизнеса. По официальной статистике, у Б. Акунина в 2006 году вышло 68 названий книг общим тиражом 2 695 500 экз.; в 2007 — 58 названий общим тиражом 1 488 500 экз. В рейтинге «50 звезд» за июль 2007 — июль 2008 года имя Б. Акунина отсутствует.

Член Союза журналистов СССР, Союза писателей Москвы, Гильдии переводчиков, общественного редсовета журнала «Иностранная литература».

Книги Г. Чхартишвили

1999 — Писатель и самоубийство. М.: НЛО. (Переиздано в 2 т. изд-вом «Захаров» в 2007 г.). 2006 — Энциклопедия литературицида. М.: Захаров.

Книги Б. Акунина

В серии «Приключения Эраста Фандорина» вышли:

Азазель.

Турецкий гамбит.

Левиафан.

Смерть Ахиллеса.

Table-talk 1832 года.

Пиковый валет.

Декоратор.

Статский советник.

Коронация.

Любовница Смерти.

Любовник Смерти.

Алмазная колесница.

Нефритовые четки.

 

В серии «Провинциальный детектив» вышли:

Пелагия и белый бульдог.

Пелагия и черный монах.

Пелагия и красный петух.

 

В серии «Приключения магистра» вышли:

Алтын-Толобас.

Внеклассное чтение.

Ф.М.

 

В серии «Жанры» вышли:

Детская книга

Шпионский роман

Фантастика

Детская книга. Том 2.

 

В серии «Смерть на брудершафт: Роман-кино»

2007 — Муки разбитого сердца: Повесть / рассказ. Младенец и черт: Повесть / рассказ. М.: АСТ.

2008 — Летающий слон: Фильма третья. Дети Луны: Фильма четвертая. М.: АСТ.

 

Вне серий:

2000 — Сказки для идиотов. М.: GIF.

2002 — Трагедия. Комедия. М.: ОЛМА-Пресс. (Переиздано в 2008 г.)

2004 — Кладбищенские истории / Под именем Бориса Акунина и Григория Чхартишвили. М.: КоЛибри. (Переиздано в 2008 г.)

2006 — Инь и Янь: Две пьесы: М.: Захаров.

Сценарии. М.: Захаров.

Книги Б. Акунина, адаптированные для детей:

2005 — Приключения Митридата: Часть романа «Внеклассное чтение». М.: ОЛМА-Пресс.

2005 — Пиковый Валет: Роман. М.: ОЛМА-Пресс.

Книга о творчестве Б. Акунина

2007 — Беседина М. Москва акунинская. М.: Фолио, Олимп.

scroll