metrika
Великие Люди в Истории

Артуро Тосканини (1867–1957)

В конце девятнадцатого столетия Италия дала миру музыки величайшего дирижера современности – Артуро Тосканини. В двадцатом столетии, богатом замечательными дирижерами, именно Тосканини стали считать образцом, идеалом дирижера – наставника оркестра. Благодаря ему деятельность дирижера приобрела огромный вес, незыблемый авторитет.

Тосканини умел создать спектакль, в котором все элементы: пение, игра, оркестр – соединились в единое гармоническое целое. Его отличал яркий артистический темперамент, исключительная музыкальная память. Как в опере, так и на концертной эстраде он достигал огромной силы и глубины художественного впечатления, поражал энергией и почти гипнотической силой внушения.

Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в Парме в семье рабочего Клаудио Тосканини.

Уже в раннем детстве он проявил исключительную музыкальную одаренность. Отец мечтал дать сыну образование, подготовить к адвокатской деятельности. Но Артуро любил музыку, и Клаудио уступил, отдав сына в Пармскую консерваторию. В консерватории он написал три оперы, колыбельную для фортепиано.

i_074.jpg

В 1885 году Артуро окончил консерваторию по классу виолончели у Л. Карини, получив первую премию среди выпускников. В следующем году он участвовал в гастролях итальянской оперной труппы в Рио-де-Жанейро в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера. Здесь и состоялось его первое дирижерское выступление: он наизусть, без репетиции продирижировал оперой «Аида» Дж. Верди.

В 1887–1898 годах Тосканини – главный дирижер оперных театров Турина, Милана и многих других итальянских городов. Он дирижирует премьерами знаменитых опер – «Паяцы» Леонкавалло (1892), «Богема» Пуччини (1896) и другими.

С конца девятнадцатого века имя Тосканини неразрывно связано со знаменитым оперным театром «Ла Скала» в Милане, главным дирижером которого в разные годы он был трижды: в 1898–1903, 1906–1908 и 1921–1929 годах.

В 1898 году Тосканини поставил в «Ла Скала» оперу Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», что стало большим событием. В 1906 году дирижер вновь появился в «Ла Скала» и вновь ему рукоплещут зрители. Но проходят два года, и он уходит. Он считает, что не может реализовать всего себя, работа превращается в рутину.

Тосканини уезжает в Нью-Йорк, где имеет огромный творческий и финансовый успех. Популярность дирижера в Америке растет с каждым годом. Но во время Первой мировой войны Тосканини не мог оставаться на чужбине. Артуро взялся дирижировать военными оркестрами. Он приезжал на передовые позиции, чтобы перед боем воодушевлять солдат.

Пока шла война, театр «Ла Скала» был закрыт. Тосканини решает возродить великий театр. Ради этого он отказывается от самых заманчивых турне. Сначала он создает оркестр из учащихся Миланской консерватории, с которым колесит по всей Европе. Обкатав оркестр, Тосканини восстанавливает и сам театр. В «Ла Скала» он и директор, и дирижер, и режиссер.

Девяносто раз дирижировал он спектаклями театра в 1922 году, восемьдесят один раз – в 1923 году. Он поставил в театре 26 новых опер: ни один театр мира не имел такого огромного репертуара. Тосканини, кроме итальянских композиторов, ставил «Пеллеаса и Мелизанду» К. Дебюсси, «Саломею» Р. Штрауса, оперы Р. Вагнера, «Хованщину» и «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского.

Дирижер показал свое искусство и в других крупнейших театрах мира. В 1908–1915 годах он работает в нью-йоркской «Метрополитен-опера», где руководил премьерой оперы «Девушка с Запада» Пуччини (1910) и первой в США постановкой «Бориса Годунова» (1913). В 1926–1928 годах Тосканини возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр, а в 1928–1936 годах был главным дирижером объединенного Нью-Йоркского филармонического оркестра. В 1937–1954 годах под его руководством находится симфонический оркестр Национального радио США (NBC).

Отказавшись сотрудничать с фашистами, захватившими власть в Италии, Тосканини в 1929 году покинул родину.

Именно Тосканини первым исполнил 19 июля 1942 года в США Седьмую («Ленинградскую») симфонию Шостаковича.

После войны в 1946–1949 годах Тосканини работал в Италии. Почти до девяноста лет Тосканини работал, дирижировал новыми сочинениями, записывал музыку на грампластинки.

Умер Тосканини 16 января 1957 года в Нью-Йорке.

scroll