metrika
Великие Люди в Истории

Анна Матвеевна Павлова (1881–1931)

Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике. Интерес к творчеству балерины не ослабевает и сейчас – ее ставшее легендарным мастерство по-прежнему считается великим образцом высокого искусства танца.

Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Архивы позволили точно установить дату рождения Анны Павловой: 1 февраля 1881 года по новому стилю. До сих пор ничего точно не известно об ее отце. Вероятно, биологическим отцом Анны является богатый банкир Лазарь Поляков: в 1880 году ее мать, Любовь Федоровна Павлова, была в услужении у семьи Поляковых.

В 1891 году Анна Павлова поступила в императорскую балетную школу. Здесь ее учителями были известные исполнители Е. П. Соколова и П. А. Гердт. В последних классах необыкновенный талант Павловой стал очевидным.

В театр она пришла со званием первой танцовщицы, то есть исполнительницы небольших партий в «двойках», «тройках», «четверках». В театре Анна занималась в классе известного педагога X. Иогансона, а позже-у Э. Чекетти, итальянского мастера, долгое время работавшего в Петербурге. Ее дебют на сцене Мариинского театра состоялся в 1899 году в балете «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сен-Жоржа и Петипа.

i_077.jpg

Мастерство Анны Павловой совершенствовалось год от года, из спектакля в спектакль. Вскоре Анна становится второй, а затем и первой солисткой. В 1902 году Павлова создала совершенно новый образ Никии в «Баядерке», истолковав его в плане высокой трагедии духа. Эта трактовка изменила сценическую жизнь спектакля. То же самое произошло и с образом Жизели, где психологизм трактовки приводил к поэтически просветленному финалу. Зажигательный, бравурный танец ее героинь – Пахиты, Китри – был образцом исполнительского мастерства и стиля.

В начале 1903 года Павлова впервые танцует на сцене Большого театра.

В 1905 году она начинает сотрудничество с молодым хореографом Михаилом Фокиным, который стремился к созданию целостного сценического произведения, в котором все компоненты – музыка, хореография, сценография – живут в художественном единстве. Павлова танцует в балетах Фокина «Виноградная лоза» (1906), «Павильон Армиды» (1907), «Евника» (1907), «Египетские ночи», (1908), «Шопениана» (1907). Самым знаменитым номером Фокина и Павловой стала небольшая хореографическая композиция, концертный номер «Лебедь» Сен-Санса.

С 1908 года Анна Павлова начала гастролировать за рубежом. Она стала главной участницей всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Здесь она получила мировую известность. В роскошном ансамбле самых крупных исполнительских дарований, представленных Дягилевым в Париже, Анна занимала одно из первых мест.

При участии Павловой родился особый жанр пластической мелодекламации. Естественным было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь юбилея ее владельца – А. Суворина. Для своего балетмейстерского дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна.

Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак». Здесь классический танец соседствовал и переплетался со свободной пластикой. Объединяло их эмоциональное состояние героини.

Петербургская дирекция императорских театров, боясь потерять танцовщицу, применила к ней свой излюбленный метод репрессий. В 1909 году, заключив с ней контракт на оклад в 10 тысяч рублей в год, дирекция одновременно связала ее огромной неустойкой в случае перерыва в выступлениях в течение трех лет. Обладая независимым характером, Павлова уже и раньше имела неприятность с дирекцией и не раз заставляла ее идти на уступки. В 1913 году произошел окончательный разрыв балерины с дирекцией из-за удержанной с нее неустойки, и она уехала за границу.

В 1910 году Анна Павлова создала собственную труппу. Гастрольный репертуар включал балеты Чайковского и Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», интересные концертные номера.

Со своей труппой Павлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы. Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. В ее труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними она создавала новые хореографические миниатюры, наиболее известные среди которых – «Ночь» и «Вальс-каприз» на музыку А. Рубинштейна и «Стрекоза» на музыку Крейслера.

Где бы ни выступала Анна Павлова, она для всех оставалась русской балериной. В лице Анны Павловой русская балетная школа получила высочайшее признание и славу.

За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.

17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды и вскоре почувствовала себя плохо. Судя по всему, артистка сильно простудилась во время поездки поездом по зимней Франции. В ночь с 22 на 23 января 1931 года Павлова умерла от острого заражения крови, занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной трубкой.

scroll